14-10-13 / 2013
Новости отрасли
В лизинговых сделках снижается доля крупных корпораций

Лизинг подвижного состава переживает период некоей стабилизации, когда процесс уже перестаёт быть драйвером роста, но ещё не пошёл на спад.

Замедление темпов коснулось сектора в целом. По оценке заместителя генерального директора «МСП Лизинг» Анны Фёдоровой, стагнация стала следствием замедления общих темпов деловой и инвестиционной активности. Объём нового бизнеса в лизинговой отрасли вырос с начала года всего на 1,5%. А доля лизинга в ВВП практически не изменилась, сохранившись на уровне 2%. При этом на фоне снижения интересов инвесторов к развивающимся экономикам снижаются и объёмы доступной долгосрочной ликвидности.

Вымывание «длинных» денег с рынка отчасти компенсируется тем, что в лизинге ощутимо заметно доминирование государственного капитала, который составляет около половины от общего объёма рынка. Вместе с тем в совокупном лизинговом портфеле происходит сокращение доли сделок с крупными корпорациями из-за снижения их инвестиционной активности.

Хотя доля лидирующего сегмента последнего десятилетия – железнодорожной техники – постепенно снижается, в ближайшие несколько лет и здесь сохранятся свои точки роста, обусловленные спросом на специализированный и инновационный подвижной состав.

По прогнозам Объединённой лизинговой ассоциации, развитие лизинга железнодорожной техники до 2020 года будет проходить в русле таких тенденций, как незначительное увеличение авансового платежа при одновременном увеличении срока до десяти лет. В более долгосрочной перспективе размер аванса постепенно будет снижаться. Можно ожидать и увеличения конкуренции как между самими лизинговыми компаниями, в том числе за счёт снижения маржи, так и с банками. Перспективно и более тесное сотрудничество между лизинговыми компаниями и производителями вагонов, в том числе для улучшения сервисного обслуживания, условий поставок и оплаты, получения скидок. Точкой роста может стать и дальнейшее развитие оперативного лизинга.

Ряд экспертов констатируют, что интерес грузовладельцев всё больше смещается в сторону автотранспорта. Кроме того, как отмечает руководитель региональных филиалов «Райффайзен-Лизинг» Андрей Донченко, немалый запрос на лизинг в отраслях ТЭК.

Некоторое усиление следует ожидать в ближайшие годы в малом и среднем бизнесе. При этом, как отмечает Анна Фёдорова, для компаний автотранспорт и строительная техника – наиболее приоритетные направления работы с предприятиями малого и среднего бизнеса. Причём, по оценкам Минэкономразвития, именно средний бизнес должен стать драйвером роста экономики в ближайшие годы. Этому будут способствовать и региональные программы поддержки. Уже сегодня, по сведениям агентства «Эксперт Ра», впервые за много лет динамика развития общероссийского рынка лизинга резко отстаёт от регионального.

В целом сегодня на динамике лизингового сектора отражаются дороговизна финансовых ресурсов и недостаток крупных инвестиционных проектов. Поэтому наиболее эффективная стратегия, по мнению экспертов, гибко реагировать на любые изменения конъюнктуры.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок14.10.13Дело за малым