29-07-10 / 2010
Новости отрасли
В Латвийской Республике в настоящий момент отсутствует государственная программа развития транспортного сектора на период от 2010 года

В Латвийской Республике в настоящий момент отсутствует государственная программа развития транспортного сектора на период от 2010 года. По мнению экспертов, это негативная тенденция. И в особенности на фоне мощной конкурентной борьбы в регионе. О том, почему Латвия уступает соседям,

рассказал президент Института транспорта и связи Игорь Кабашкин.

– Игорь Владимирович, каковы, на Ваш взгляд, основные транспортные преимущества Латвии?

– В стране существуют колоссальные возможности в области организации мультимодальных перевозок. Во-первых, из наших портов есть прямой выход на широкую железнодорожную колею. Кроме того, по территории республикипроходит граница Евросоюза и России. Не использовать в полной мере такие возможности (границы географическую, юридическую и железнодорожную), конечно, недальновидно. Так что у Латвии (равно как у Литвы и Эстонии) есть прекрасная возможность стать коридором для движения грузопотоков при их переходе с одной колеи на другую. Нашим бесспорным преимуществом можно назвать и русский язык, которым в Латвии владеет большинство населения. Кроме того, проект Rail Baltica также может открыть перед нами новые интересные перспективы. Во время извержения вулкана в Исландии мы убедились, что отсутствие пассажирского железнодорожного сообщения с Европой не играет нам на руку, что послужило еще одним импульсом для реализации данного проекта. Я считаю, что в любом случае развитие – позитивно! Но среди балтийских стран Литва получит средства на реализацию данной программы одной из первых, Латвия будет второй.

– Почему в соседней Литве развитие транспортного сектора всегда идет на шаг впереди (причем это справедливо как для портового бизнеса, так и для сферы логистики и т. д.)?

– С моей точки зрения, в исторической перспективе Литва более прагматично подходит к решению всех вопросов, в том числе и в области транспорта – транзита, логистики. Там существуют долгосрочные программы. И то, чего достигли в республике сегодня, – это результат разработанных и реализованных ранее проектов и стратегий, результат упорного труда. Литовцы все время прорабатывают планы на перспективу! И в итоге в этой стране уже начинают получать определенные дивиденды от принятых ранее решений.

– Получается, что в Риге или Вентспилсе сидят сложа руки? Уже сейчас ясно, что все больше грузов уходит в Клайпеду, в частности, контейнерный бизнес сосредоточен именно там…

– Не совсем так, но по отдельным позициям мы действительно проигрываем. Я часто выступаю с докладами на транспортных мероприятиях и надеюсь, что нас услышат политики и их советники, оценивая перспективы и учитывая возможности страны и региона. Настораживает то, что сегодня, например, утверждены новые проекты Interreg, среди них Rail Baltica Growth Corridor. В его рамках предполагается решить две основные задачи. С одной стороны, создание объединенных информационных систем в области пассажирского транспорта с целью обеспечения мультимодальных перевозок пассажиров из северных стран в «старую Европу». С другой стороны, разработка единой информационной среды взаимодействия логистических центров по всему коридору следования Rail Baltica в Балтии. В конечном счете все эти меры направлены на создание единого территориально-пространственного планирования логистического бизнеса в зоне указанного коридора. В проекте на уровне муниципальных образований и министерств принимают участие все: финны, литовцы, эстонцы, поляки. К сожалению, Латвию в проекте представляет только одна общественная организация – Ассоциация развития транспорта и транспортного образования, которую представляет наш Институт транспорта и связи. Мы пытались объединить силы и взаимодействовать с городскими властями. Безуспешно. А Министерство сообщений Латвии отказалось сразу же. К сожалению, в республике не ощущается заинтересованности в развитии названного проекта, что в долгосрочной перспективе может привести к искажению или задержке в принятии стратегических решений в области развития транспорта с учетом геополитического контекста.

Удивляет и то, что латвийские чиновники не проводят регулярные встречи с коллегами из соседних балтийских стран. В этом я лично убедился в Лейпциге в мае этого года, где состоялся традиционный транспортный форум «Транспорт и инновации», на котором европейские министры транспорта, чиновники, предприниматели обсуждают глобальные проблемы отрасли. От Латвии в работе мероприятия принимали участие только специалисты из Автодорожной дирекции. Из диалога с министром транспорта и коммуникации Литвы Элигиусом Масюлисом стало ясно, что министры стран Балтии давно не встречались на переговорах и даже не общаются друг с другом. Я считаю, что это в принципе неправильная политика, когда каждое государство само по себе, в изоляции. В регионе необходима синергетика на всевозможных уровнях!

Недавно именно в Литве была учреждена Ассоциация транспортного коридора Восток – Запад (East – West Transport Corridor – EWTC). Эта организация объединила транспортные центры Литвы, Южной Швеции, Дании и Германии с транспортными центрами Украины, России, Беларуси и Азии. Реализация проекта будет осуществляться в рамках транспортной политики Евросоюза с уклоном на формирование концепции «Зеленые транспортные коридоры». Основная цель – это создание постоянных беспрепятственных грузовых перевозок в коридоре Восток – Запад.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru28.07.10Почему Латвия не использует свой потенциал?