17-08-11 / 2011
Новости отрасли
В Кузбассе снова проблемы с отгрузкой добытого угля

Руководство угольной житницы России – Кемеровской области – снова бьет в набат. В регионе, где добывается около 70% всего угля в стране, сложилась крайне сложная ситуация с его отгрузкой. Губернатор Аман Тулеев уже написал письма в правительство РФ, попросив принять экстренные меры по урегулированию проблемы с вагонным парком.

Как объяснили в пресс-службе администрации Кузбасса, в связи с реформой ОАО «Российские железные дороги» (РЖД) и передачей вагонного парка в дочерние коммерческие структуры монополии на рынок услуг вышли новые перевозчики, имеющие собственный подвижной состав и свои условия оплаты за перевозки. В итоге только на территории одной Кемеровской области в настоящее время перевозками грузов занимаются более 200 операторов. «Недостатки существующей нормативной базы привели к нерациональному использованию порожних вагонов, увеличению времени их простоя. Как следствие, складывается критическая ситуация на наиболее востребованных направлениях промышленных перевозок», — отметили в пресс-службе.

По данным областных властей, в настоящее время на станциях и подъездных путях Кузбасса скопилось более 15 тыс. порожних полувагонов для отгрузки угля, однако в сутки отгружается менее половины из них. Занятость путей вагонами разных операторов вызывает проблемы не только в работе транспорта, но и угольных предприятий. В результате снижаются объемы вывоза угля потребителям. За май—июль этого года из-за недостаточного обеспечения вагонами ОАО «Первая грузовая компания» и ОАО «Вторая грузовая компания» потребителям кузбасского угля не отгружено более 4 млн. тонн угольной продукции. На складах угледобывающих предприятий сейчас находится свыше 10,7 млн. тонн угля, что в два раза превышает нормативный запас. Там уже сложилась критическая ситуация, связанная с возгоранием угля. Ряд предприятий (не уточняется, правда, каких) вынуждены сокращать объем угледобычи — просто из-за невозможности отправить продукцию потребителям.

Тулеев в свойственной ему манере просит усовершенствовать нормативно-правовую базу. Затягивание ситуации грозит остановкой добычи и переработки угля, грозит губернатор. А впереди ведь зима, когда поставки угля осуществляются на теплоэлектростанции страны. В связи с этим Аман Тулеев просит премьер-министра Владимира Путина дать поручение министерствам и ведомствам организовать ритмичный вывоз угольной продукции из Кузбасса для обеспечения потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Стоит отметить, что проблемы с вывозом добытого угля из Кузбасса возникают постоянно. Правда, раньше в РЖД ссылались на недостаток полувагонов. К тому же летом положение угольщиков усложняли ремонт путей и увеличение вывоза других грузов. «Реформа РЖД здесь действительно "виновата". Суть коллизии в том, что изначально система железнодорожного транспорта была ориентирована на управление подвижным составом, принадлежащим одному собственнику. Вагоны, таким образом, были обезличены — грузили тот, который было технологически удобнее. Теперь же, с появлением десятков собственников вагонов, возникает неразбериха: надо грузить не любой вагон, а вагон конкретного собственника, который может находиться далеко от места погрузки», — объясняет суть проблемы соруководитель аналитического отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов.

По мнению аналитика по макроэкономике ИФК «Солид» Артура Ахметова, положение не настолько критично, как его пытается изобразить кемеровский губернатор. «Наверняка в ближайшее время вопрос будет урегулирован», — считает Ахметов. Ситуацию, с которой столкнулись в Кузбассе, он назвал классическим случаем описанной в литературе «трагедии антиобщин», когда участники рыночного взаимодействия, действуя каждый в своих интересах, не слишком оптимально расходуют общий ресурс. «Такую крупную корпорацию, как РДЖ, нельзя просто взять и приватизировать по западным стандартам. Что бы там ни говорили, но даже в странах с самой либеральной экономикой транспортная инфраструктура принадлежит государству. Поэтому, если и принимается решение приватизировать эту естественную монополию, то число новых перевозчиков должно быть строго ограничено, чтобы у них была возможность для кооперации», — отмечает аналитик.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Эксперт.ru16.08.11Те же грабли