28-03-12 / 2012
Новости отрасли
В Кузбассе на совещании по развитию угледобычи председатель правительства утвердил программу развития угольной отрасли до 2030 года

На совещании нельзя было не затронуть транспортную тему- вывоз ресурса невозможен без опережающего развития транспортной инфраструктуры. не обошли этот вопрос и идеологи программного документа.

В соответствии с программой через 18 лет объем добычи каменного топлива в стране вырастет на 28% относительно уровня прошлого года - с 335 млн тонн до 430 млн тонн.

При этом к указанному сроку должна существенно сократиться дальность перевозки угля - бич угольных экспортеров. Этого предполагается автоматически достичь за счет формирования новых центров добычи на востоке страны, т. е. поближе к экспортным тихоокеанским портам, и закрытия старых предприятий в Кузбассе.

В частности, доля Восточной Сибири в общем объеме добычи угля должна возрасти с 26% до 32%, Дальнего Востока - с 10% до 15%, вследствие чего средняя дальность перевозок каменного топлива уменьшится с 2,1 тыс. км в 2010 году до 1,75тыс. км в 2030-м. Дальность экспортных перевозок при этом снизится с 4,4 тыс. до 3,3 тыс. км, внутренних - с 850 до 600 км.

Например, на восток

Новая программа развития отрасли предполагает, что к 2030 году уголь будут добывать на 82 разрезах и 64 шахтах, тогда как на сегодняшний день в стране действует 121 разрез и 85 шахт. Предполагается, что за годы действия программы будет модернизировано и введено новых добывающих центров общей мощностью 505 млн тонн, при выбытии бесперспективных и убыточных предприятий - мощностью 375 млн тонн. То есть фактически закроется 60 предприятий - 39 разрезов и 21 шахта. При этом объем добычи вырастет за счет повышения производительности труда, которая должна будет увеличиться в пять раз.

На сегодняшний день крупнейшим угледобывающим бассейном в России остается Кузбасс, на долю которого приходится порядка 58% всего каменного топлива в стране (192 млн тонн из 3 3 5 млн тонн общей добычи в 2011 году). Однако в ближайшие два десятилетия его значимость для отрасли снизится за счет закрытия старых предприятий, многие из которых были построены свыше 50 лет назад. К 2030 году доля Кузбасса в общем объеме добычи снизится до 46% и составит около 200 млн тонн. При этом суммарная доля Дальнего Востока и Восточной Сибири, напротив, увеличится с 31% до 45%.

По данным Минэнерго, новые центры угледобычи будут расположены на Эльгинском месторождении Южно-Якутского угольного бассейна (Республика Саха (Якутия), Межэгейском и Элегестском месторождениях, а также на участке Центральный Улугхемского угольного бассейна (Республика Тыва), на Апсатском месторождении в Забайкальском крае, на Менчерепском месторождении в Кемеровской области. В Якутии Эльгинское угольное месторождение в настоящее время разрабатывает компания "Мечел" (см. "Элыу подключили к БАМу" на стр.56). Лицензия на Межэгейское месторождение принадлежит "Евраз Групп". В соответствии с лицензионными обязательствами компания построит шахту, на которой в 2015 году объем добычи составит 4,4 млн твг, а к 2030 году достигнет 10 млн твг. Там же, в Улугхемском бассейне, намерена вести добычу компания "Северсталь". К 2020 году объем добычи на ее шахте составит 5,3 млн твг, к 2030 году он возрастет до 9 млн твг. Элегестское месторождение готовится разрабатывать Русская медная компания. Здесь мощности шахты к 2015 году составят 3 млн твг, а к 2030-му - до 7 млн твг. На Апсатском месторождении в настоящее время проводит изыскательские горно-геологические работы перед строительством новых разреза и шахты компания "ИТЕРА" в партнерстве с китайской Winsway. К 2025 году добывающие мощности разреза составят 1,5 млн твг, шахты - 1 млн твг. Для вывоза угля с предприятий "ИТЕРЫ" будет построена железнодорожная линия Новая Чара - Апсатская протяженностью 40 км.

Стоит отметить, что в перечисленных угольных районах распределены далеко не все месторождения. Федеральное агентство "Роснедра" продолжает формировать и реализовывать заявки на добычу угля в этих краях. Как правило, именно на стадии заявок угледобывающие компании уже понимают, каким образом они будут вывозить свою продукцию. К примеру, на месторождениях в Тыве будет построена железная дорога Кызыл - Курагино (см. "Смена состава" в "Транспорте" №8,2011 г.), которая станет обслуживать предприятия всех компаний, ведущих добычу в этом районе. Можно сказать, что "Северстали", "Евраз Групп", НЛМК и "Базэлу" (все они будут работать в Тыве) крупно повезло, так как им не придется вкладывать средства в строительство железнодорожной линии. За них это сделала Енисейская промышленная компания, которая сейчас строит дорогу. Вместе с тем другим компаниям придется финансировать строительство подъездных путей к своим шахтам и разрезам. В частности, новую линию протяженностью 70 км предполагается проложить от Сыллахского месторождения в Якутии до бамовской станции Усть-Нюкжа. Мощность разреза к 2020 году составит 3 млн твг. Еще одну линию планируется построить в Кузбассе - между станциями Улус и Погрузочная. Ветка протяженностью 28 км соединит угольный разрез Караканский Западный (входит в ЗАО "Шахта "Беловская") с сетью РЖД.

Кузбасс снизит погрузку

Кузнецкий угольный бассейн, находясь в центре России, расположен крайне невыгодно с точки зрения экспортных перевозок - расстояние до границы России - что на запад, что на восток - составляет свыше 4 тыс. км. Величина транспортных расходов в конечной цене кузбасского ресурса, по данным угольщиков, достигает 60%, при этом тарифы на перевозку грузов по железной дороге ежегодно увеличиваются. В связи с этим, по мнению экспертов, Кузбассу нужны инновационные пути развития, один из которых заключается в экспорте не угля, а произведенных из него продуктов. Для этого на Караканском, Сера-фимовском и Менчерепском месторождениях предполагается строительство угле-энерго-технологических комплексов, которые будут выпускать продукты с высокой добавленной стоимостью для экспорта. Общий объем погрузки переработанного топлива уменьшится, зато стоимость груза значительно возрастет.

К слову, в Кузбассе существует собственная программа развития угольной промышленности, в соответствии с которой к 2025 году планируется добывать 262 млн тонн угля (+27% к 2011 году), в том числе 169 млн тонн энергетических марок и 93 млн тонн коксующихся марок. Здесь идет подготовка к освоению новых месторождений Ерунаковского угленосного района ("Евраз групп"), строительство добывающих мощностей на Караканском, Менчерепском, Жерновском (НЛМК), Уропско-Караканском, Новоказанском и Солоновском месторождениях. По планам угольных компаний, в период с 2012 по 2025 год намечается ввести в эксплуатацию 22 новых угледобывающих предприятия и 16 обогатительных фабрик. Прирост мощности обеспечат: "СУЭК" - на 12,9 млн тонн, "Южный Кузбасс" - на 12,4 млн тонн, "Кузбассразрезу-голь" - на 9,3 млн тонн, Распадская угольная компания - на 8,4 млн тонн, "Шахта "Беловская" - на 7,1 млн тонн, "УК Заречная" - на 7,8 млн тонн, СДС - на 6,7 млн тонн. В рамках же федеральной программы объем добычи в регионе к 2030 году должен снизиться до 200 млн тонн за счет закрытия 25 шахт и разрезов, на которых запасы угля будут отработаны или же добыча станет нерентабельной. А основная часть действующих производственных мощностей подвергнется глубокой модернизации.

Нужны терминалы

В 2011 году экспорт угля из России составил 120 млн тонн (+3% к 2010 году). В программе развития отрасли предполагается, что к 2030 году отправка каменного топлива за рубеж вырастет на 42%, до 170 млн тонн. Впрочем, в Минэнерго считают, что экспорт увеличится только при условии, что рост железнодорожных тарифов будет не выше инфляции. Если же тарифы на транспортировку поднимутся выше этой планки, то высокие цены на уголь вызовут снижение спроса на него.

К слову, цены на уголь также не стоят на месте. Этот ресурс быстрее прочих дорожает на мировом рынке. И такая тенденция будет усиливаться за счет того, что выработка электроэнергии в мировом масштабе постоянно увеличивается, атомная энергетика имеет высокие риски, а газовая далеко не всем странам по карману. Уголь сейчас является базовым ресурсом в топливном балансе таких быстрорастущих стран, как Китай и Индия. Навряд ли они откажутся от него в пользу газа или атома. По данным Минэнерго, за последние 10 лет мировое потребление угля выросло почти на 50%, потребление газа - на 30%, нефти и атомной энергии - менее чем на 10%. Таким образом, уголь является одним из главных энергоресурсов, способных удовлетворить основные энергетические потребности мировой экономики.

Для бесперебойного обеспечения экспорта угля правительство намерено обеспечить модернизацию старых и строительство новых перевалочных мощностей в морских портах. Всего на развитие портовой инфраструктуры до 2030 года предусмотрено 400 млрд рублей, из которых 138 млрд - это бюджетные ассигнования. В частности, на комплексное развитие Мурманского транспортного узла должно быть направлено 56 млрд рублей (исполнитель ФКУ "Ространсмодернизация"), на создание сухогрузного района морского порта Тамань - 56 млрд рублей, на транспортный узел "Восточный - Находка" - 23 млрд рублей. Также бюджетные средства заложены на реконструкцию причалов в порту Ванино и на строительство угольного терминала на Сахалине в районе мыса Изыльметьево, где инвесторами выступают управляющая компания "Сахалинуголь" и китайская корпорация "Шеньхуа".

Кроме того, программа развития угольной отрасли предусматривает строительство специализированного угольного перегрузочного комплекса на базе "Славянского судоремонтного завода" (пос. Славянка Хасанского района Приморского края) с дноуглублением акватории и подходного канала. На первом этапе за счет реконструкции причальных сооружений и железнодорожных путей необщего пользования будет запущен малый терминал мощностью 1,2 млн твг. Вторая очередь терминала предполагает мощность 8 млн твг.

Уголь и сталь

Если верить угольной программе, существенные финансовые вливания ожидают и транспортную инфраструктуру, используемую для перевозок твердого топлива. В документе, в частности, упоминается проект государственной программы "Развитие транспортной системы", ответственным исполнителем по которому является Минтранс. В нем перечислены новые инфраструктурные объекты с указанием инвесторов и объемов финансирования. Цифры, что называется, впечатляют! В транспортные проекты, необходимые для реализации долгосрочной стратегии угольной отрасли, до 2030 года всего планируется вложить 1,3 трлн рублей, из которых бюджетное финансирование составит 195 млрд, остальное - частные инвестиции.

Так, на развитие восточного полигона предусматриваются вложения в размере 344 млрд рублей. Здесь должны быть реализованы проекты развития БАМа, участка Междуреченск - Тайшет Красноярской магистрали, через который пойдет вывоз и завоз грузов линии Кызыл - Курагино (в том числе вывоз 12 млн тонн угля Элегестского месторождения), а также комплексная реконструкция участка Карымская - Забайкальск Забайкальской железной дороги, который обеспечивает растущий грузооборот между Россией и Китаем.

На западном направлении предполагается развитие подходов к портам Северо-Запада с объемом инвестиций со стороны РЖД в размере 181 млрд рублей до 2030 года. Здесь предусмотрена дальнейшая реализация и завершение таких проектов, как реконструкция участка Мга - Гатчина - Веймарн - Ивангород и железнодорожных подходов к портам на южном берегу Финского залива, а также усиление пропускной способности направлений Волховстрой

- Беломорск - Мурманск и Дмитров

- Сонково - Мга. Кроме того, здесь предусмотрено развитие Череповецкого, Волховстроевского железнодорожных узлов и станции Бабаево для усиления подходов к Мурманскому узлу.

На юге России инвестиционный бюджет РЖД составит 94 млрд рублей. Здесь будут осуществлены такие проекты, как реконструкция участка М. Горький - Котельниково - Тихорецкая - Крымская с обходом Краснодарского узла, электрификация участка Ртищево - Кочетовка, а также электрификация линий Таманского полуострова.

В развитие подходов к портам Дальнего Востока вложения РЖД составят 38 млрд рублей, в том числе предусматривается усиление железнодорожной инфраструктуры на участке Барановский - Хасан для обеспечения возрастающих объемов перевозок грузов в порт Посьет и увеличение пропускной способности участка Оунэ - Высокогорная.

Что ж, остается надеяться, что власть пойдет дальше простого переписывания актуальных проектов из одной отраслевой программы в другую.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Транспорт20.03.12Угольщикам запрограммировали добычу