Расширенное заседание комиссии Совета Федерации по естественным монополиям вчера оценивало результаты структурной реформы на железнодорожном транспорте. Участники не смогли решить, чего в преобразованиях больше: успехов или огрехов.
Старший вице-президент ОАО "РЖД" Валерий Решетников напомнил собравшимся, что в рамках структурной реформы в 2010 году была создана Вторая грузовая компания, которой будет поэтапно передано 180 тыс. вагонов из инвентарного фонда. К успехам компании можно отнести создание ФПК. В прошлом году появились высокоскоростные поезда "Сапсан" и "Аллегро".
Помимо этого, в процессе создания три "дочки" РЖД по ремонту грузовых вагонов. В 2011 году компания продолжит работу по развитию рынка операторских услуг, в рамках которой запланирована продажа 75% акций Первой грузовой компании. Затем участники заседания стали перечислять пожелания к компании и ходу ее реформирования.
Как отметил заместитель председателя комиссии Виктор Глухих, в результате реформирования отрасли возник ряд серьезных проблем. Среди основных - рост тарифов. Темп их увеличения на 0,5% выше, чем у автомобилистов. Все острее дефицит вагонов. Кроме того, становится больше протяженность участков с ограниченной пропускной способностью: 1,6 тыс. км в 2009 году и 4,8 - в 2010-м. Особо отметил Виктор Глухих рост порожнего пробега.
О проблемах говорил и заместитель министра транспорта Андрей Недосеков. "Значительно вырос оборот вагонов. А, к примеру, время загрузки зерна увеличилось в три раза. Возросла также дальность перевозок", - сказал он.
В числе мер, которые могли бы улучшить ситуацию, Андрей Недосеков, в частности, назвал принятие нормативных актов, которые стимулировали бы грузоотправителей сокращать сроки оборота вагонов. "Например, за непроизводственный простой на путях увеличить плату", - предложил он. Инициатива вызвала неоднозначную реакцию в зале.
Сенатор от Тюменской области Степан Киричук обратил внимание, что оборот вагона - это не только забота грузоотправителя. "На 90% это оперативная работа железнодорожников", - отметил он.
Нет единого мнения и относительно предложения руководства РЖД унифицировать тарифы на порожний пробег вне зависимости от класса груза.
"К этому нужно подходить очень осторожно, - считает заместитель руководителя ФСТ Тамара Стебунова. - Унификация означает изменение тарифной нагрузки для пользователей - для кого-то она снизится, а для кого-то, напротив, возрастет. И повышение прежде всего коснется отправителей самых дешевых, сырьевых грузов. По словам Тамары Стебуновой, первые расчеты, касающиеся вопроса унификации тарифов, уже направлены в Минэкономразвития.
Подводя итог встречи, председатель комиссии по естественным монополиям Николай Рыжков с сожалением отметил, что пока "огрехов" больше. И предложил собраться снова - на расширенном "круглом столе" по проблемам реформы в РЖД в ноябре.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
Гудок | 25.05.11 | Реформу заслушали |
РЖД-Партнер.ru | 25.05.11 | РЖД поддержат ценовую доступность услуг для грузоотправителей – В. Решетников |