28-10-13 / 2013
Новости отрасли
В холдинге СИБУР реализуют крупные инвестпроекты, которые влекут за собой рост грузопотоков

Это значит, что у его транспортной "дочки" - "СИБУР-Транса" - работы тоже прибавится. Компания занимается развитием своих промышленных площадок, чтобы обеспечить бесперебойную транспортировку сырья и готовой продукции холдинга по России и на экспорт. О проектах в сфере перевозок грузов мы попросили рассказать заместителей генерального директора ЗАО "СИБУР-Транс" Павла Белоусова и Сергея Сучкова.

- Сергей Валерьевич, хотелось бы начать разговор с тех инвестиционных проектов, которые реализует компания. Расскажите об основной площадке - тобольской.

Сучков С.:

- В Тобольске мы осуществляем развитие железнодорожной инфраструктуры путей необщего пользования "СИБУР-Транса" для вывоза продукции холдинга с промплощадки в объеме до 8,2 млн т в год. Речь идет о строительстве новой газофракционирующей установки (ГФУ) на "Тобольск-Нефтехиме" и комплекса по выпуску полипропилена "Тобольск-Полимер". Последний был открыт 15 октября в присутствии президента РФ Владимира Путина.

Мы ожидаем, что в следующем году производство выйдет на проектную мощность - 500 тыс. т полипропилена в год. Запуск ГФУ на "Тобольск-Нефтехиме" планируется в 2014-м, что позволит перерабатывать ежегодно на тобольской площадке до 6,6 млн т широкой фракции легких углеводородов (ШФЛУ).

Проект в Тобольске предполагает строительство 24 км путей с автоматическими стрелочными переводами и других объектов. Первый пусковой комплекс включает в себя сооружение двух приемо-отправочных путей и одного вытяжного. Он уже завершен. Второй намечено завершить в следующем году. На нем запланированы более масштабные работы, которые выполнят в три этапа со строительством:

- железнодорожных путей (парк А, парк Б) общей длиной 18 км;

- промышленной площадки для обеспечения эксплуатации существующей и новой железнодорожной инфраструктуры;

- 6 железнодорожных путей протяженностью 6 км, которые будут использоваться при увеличении объемов отгрузки готовой продукции.

- "СИБУР-Транс" также развивает и производственный участок в Кстово. Что это за проект?

Сучков С.:

- Здесь наша цель - развитие железнодорожной инфраструктуры ОАО "СИБУР-Нефтехим" в рамках проекта по реконструкции этиленовой установки ЭП-300. Планируется строительство станции необщего пользования с примыканием к станции Зелецино. Проект также предполагает развитие с удлинением горловины приемо-отправочного парка. Это даст возможность принимать и обрабатывать полноразмерные маршруты. Такой шаг позволит в том числе снизить и операционные расходы СИБУРа (в части тарифной нагрузки), а также увеличить оборот вагонов.

Основной сложностью при выполнении проектной документации оказалось определить целевую технологию работы с ГЖД и увязать ее с планами ОАО "РЖД" по развитию станции Зелецино. В конце 2012 года решение, устраивающее обе стороны, было найдено. Сейчас - активная стадия реализации проекта. Ожидается окончание строительства путей необщего пользования до конца текущего года, а ввод их в эксплуатацию - в 2014-м.

- Расширение существующих площадок предполагает наем персонала. Легко ли найти специалистов на рынке?

Сучков С.:

- И в Тобольске, и в Кстово штаты увеличатся: на каждой из точек будет принято на работу около 80 человек (во второй половине 2014 г.). Проблема в том, что специалистов железнодорожных профессий на открытом рынке крайне мало. Именно поэтому уже сейчас мы прорабатываем вопрос о найме выпускников высших учебных заведений - прежде всего Екатеринбурга, Тюмени и Нижнего Новгорода.

- Как выстраиваются взаимоотношения с ОАО "РЖД" по развитию инфраструктуры и в сфере сотрудничества по увеличению грузопотоков?

Сучков С.:

- Сегодня подписано два соглашения о сотрудничестве со Свердловской и Горьковской дорогами. Основная цель - зафиксировать стратегическое партнерство по организации перевозок нефтехимической продукции, увеличению пропускной способности, а также модернизации железнодорожной инфраструктуры с учетом инвестиционного развития производственных площадок СИБУРа. Не менее важно оформить и взаимные обязательства сторон. Наши инвестпроекты реализуются в рамках этих соглашений, но также и направлены на обеспечение роста грузопотоков холдинга. Они охватывают развитие путей необщего и общего пользования.

- То есть СИБУР и "СИБУР-Транс" вкладывают средства и в развитие путей общего пользования?

Сучков С.:

- Здесь два направления работы. Первое - развитие станций примыкания, касающихся инвестпроектов СИБУРа. От перевозчика мы получаем технические условия, необходимые для работы станции с новыми объемами по согласованной нами технологии, и затем приступаем к их реализации. Второе - мы систематически информируем ОАО "РЖД" о наших актуальных среднесрочных планах перевозок, которые требуют развития магистральных путей, что позволяет перевозчику направлять инвестиции на соответствующие направления.

- Павел Владиславович, как Вы оцениваете обстановку, сложившуюся на сети железных дорог в текущем году?

Белоусов П.:

- В этом году по сети проехать стало, безусловно, трудней. Причиной тому несколько факторов, которые совпали между собой. Во-первых, это износ железнодорожной инфраструктуры. Сейчас мы сталкиваемся с последствиями 1990-х годов, когда финансирование в ее развитие было недостаточным. Во-вторых, это нехватка локомотивного парка. Наконец, в-третьих, дали о себе знать летние путевые работы. При этом спрос на транспортировку грузов по железной дороге в силу специфики России всегда высокий, а собственников подвижного состава много - и каждый соблюдает свои интересы и интересы грузовладельца.

- Какие меры предпринимает "СИБУР-Транс" для осуществления бесперебойной транспортировки грузов в создавшихся условиях?

Белоусов П.:

- Во-первых, мы занимаемся укрупнением групповых отправок. Это одна из задач, которую ставит перед нами холдинг. Она касается и груженых рейсов, и порожняка. Ее реализация позволяет, прежде всего, повысить операционную эффективность использования подвижного состава за счет увеличения скорости по сети железных дорог. Во-вторых, это маршрутизация. В-третьих, это постоянное взаимодействие с ОАО "РЖД" и стремление к поддержанию партнерских отношений. И мы видим, что руководство дороги готово идти нам навстречу.

Например, не так давно "СИБУР-Транс", Горьковская железная дорога и Чайковское ППЖТ приняли решение о создании рабочей группы для повышения эффективности работы по станции Каучук для оптимизации поставок сырья и готовой продукции завода "Уралоргсинтез".

А в ходе переговоров с руководством СвЖД мы пришли к решению о начале работ по выделенным ниткам графика. Достигнута договоренность об организации пилотных отправок маршрутов с ШФЛУ со станции Ноябрьск. По итогам пилота будет оценена эффективность разработанного графика и возможность его применения для обеспечения отправок на регулярной основе. В дальнейшем планируется применить эту схему и в работе со станциями Пыть-Ях и Тобольск.

- Расскажите, как обстоит ситуация с ремонтами вагонов? Эффективны ли решения, принятые на законодательном уровне? Что можно сделать, чтобы повысить их эффективность?

Белоусов П.:

- "СИБУР-Транс" поддерживает действия Минтранса и согласен с тем, что реалии сегодняшнего рынка требуют нового подхода к продлению срока службы вагонов. Очевидно, что разные виды подвижного состава эксплуатируются по-разному, соответственно, имеют различную нагрузку, что влечет за собой широкий коридор остаточного ресурса для возможной эксплуатации по окончании срока службы. В этой ситуации, по моему мнению, целесообразно применять дифференцированный подход, исходя из условий не только остаточного ресурса, но и уникальности того или иного вида подвижного состава. К примеру, если говорить о перевозках нефтехимии, то зачастую мы сталкиваемся с тем, что альтернативы вагону, который был произведен в 1970-1980-х гг., на современном рынке России и других стран СНГ нет. И остановить такой подвижной состав без возможности его обновления - значит создать ощутимые трудности для всего нефтехимического комплекса РФ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер25.10.13Время для развития