16-10-12 / 2012
Новости отрасли
В ходе преобразований важно проводить техническое обновление объектов инфраструктуры

В состав созданной недавно центральной дирекции инфраструктуры вошли хозяйства пути и сооружений, электрификации и электроснабжения, автоматики и телемеханики, вагонное хозяйство и хозяйство гражданских сооружений. Соответствующие департаменты ОАО "РЖД" вошли в её состав в виде отраслевых управлений.

Кроме того, в новой дирекции созданы управления механизации, а также диагностики и мониторинга. На территориальном уровне соответствующие службы управлений дорог реорганизованы в территориальные дирекции инфраструктуры, помимо этого создаются центры управления содержанием инфраструктуры.

На линейном уровне сохраняются дистанции пути, электроснабжения, СЦБ, вагонные эксплуатационные депо, дистанции гражданских сооружений.

В общей сложности в Центральной дирекции инфраструктуры теперь около 1 тыс. структурных подразделений, в которых трудятся более 360 тыс. человек. Поэтому главной задачей сейчас является координация их работы.

Например, пока еще существует раздельный (по хозяйствам) учет отказов и задержек при эксплуатации оборудования. Но в дальнейшем дирекции будут нужны показатели работы "в целом", чтобы не относить сбои на то или иное хозяйство, а обеспечивать устойчивую работу средств всего инфраструктурного комплекса.

Мы видим, что резервов на стыке хозяйств очень много, и их нужно незамедлительно задействовать. Прежде всего наладить аналитическую работу, планирование и контроль за технологическими "окнами", которые можно совмещать для выполнения операций путейцами, энергетиками и специалистами хозяйства автоматики и телемеханики одновременно. Это позволит лучше использовать имеющиеся ресурсы при техническом обслуживании и ремонте устройств. В перспективе финансирование всех работ по текущему содержанию объектов инфраструктуры может быть переведено на так называемый "сетевой контракт". Это долгосрочное соглашение между государством и ОАО "РЖД", которым будет определяться объем средств, выделяемых на содержание инфраструктуры. В нем же будут установлены ее параметры, которые ОАО "РЖД" должно обеспечивать для осуществления заданного государством объема перевозок грузов и пассажиров.

Очевидно, что одним из условий заключения "сетевого контракта" является требование перехода при планировании работ от принципа "по нормативу" к принципу "по фактическому состоянию". В связи с этим нам нужно кардинально переработать всю нормативную базу хозяйства автоматики и телемеханики, поскольку она создавалась для других условий ведения хозяйственной деятельности.

За эту работу уже взялись специалисты отраслевого Проектно-конструкторско-технологического бюро железнодорожной автоматики и телемеханики (ПКТБ ЦШ).

Кроме того, хозяйство автоматики и телемеханики серьезно отстает от хозяйств пути и сооружений и электрификации и электроснабжения в части независимой инструментальной оценки фактического состояния устройств.

Управлению автоматики и телемеханики во взаимодействии с вновь созданным управлением диагностики и мониторинга нашей дирекции предстоит развивать как мобильные, так и стационарные средства диагностики технических средств ЖАТ.

В частности, вагоны-лаборатории автоматики и телемеханики, оборудованные измерительным комплексом МИКАР, уже переданы в состав территориальных центров диагностики.

Взаимная интеграция с путейцами и энергетиками должна способствовать повышению эффективности их работы. Пример тому - интегральные измерительные и диагностические инфраструктурные комплексы "Эра" и "Интеграл". А передача моторельсового транспорта, специального самоходного подвижного состава из дистанций пути, СЦБ и электроснабжения в состав территориальных дирекций путевых машин улучшит показатели использования техники, повысит производительность труда персонала. Ведь усилится контроль за работой машинистов подвижного состава, будут организованы централизованное техническое обслуживание и ремонт техники. Специально для решения этих задач в составе Центральной дирекции инфраструктуры создано управление механизации.

Для повышения производительности труда в хозяйстве автоматики и телемеханики нужно по-новому организовать процесс ремонта. На Октябрьской дороге успешно провели эксперимент по созданию ремонтной дистанции устройств автоматики и телемеханики в Пскове. В перспективе в границах каждой территориальной дирекции инфраструктуры предстоит сформировать одну ремонтную дистанцию или дирекцию, передавать в нее соответствующий штат от эксплуатационных дистанций и на их основе организовывать территориальные участки ремонтной дирекции.

Одновременно нужно будет подготовить необходимую нормативную базу, уточнить виды ремонта, их периодичность или другие критерии назначения, объем работ в зависимости от вида ремонта и т.д. Предстоит подготовить экономическую базу для разделения хозяйственной деятельности на эксплуатацию и ремонт. Привычный "котловой" метод отнесения расходов и списания материалов и затрат уже не подходит. Требуется развивать систему сервисного обслуживания средств ЖАТ. При этом можно использовать опыт, накопленный в этой области холдингом "ЭЛТЕЗА". В рамках сервисного обслуживания появляется возможность выбора между проверкой и ремонтом старых приборов и их заменой на современные, исходя из критериев экономичности.

Тем более что постоянно появляется все более совершенное оборудование. Так, ученые НИИАСа совместно с итальянскими коллегами из "Финмек-каники" разработали пилотный проект системы интервального регулирования движения поездов "Итарус-АТС" с использованием радиоблокировки RBC. Она позволит передавать информацию на локомотив о допустимых параметрах движения по радиоканалу и обходиться без проходных светофоров автоблокировки на перегонах, снижая тем самым стоимость строительства. На трех пилотных станциях уже началась замена ненадежной постовой релейной аппаратуры на микропроцессорную. В настоящее время ученые НИИАСа на участке скоростного движения Санкт-Петербург - Москва внедряют технические решения по передаче на диспетчерское управление главных путей станции, находящейся на автономном управлении.

Таким образом, создаются условия для диспетчерского управления станциями на всем протяжении этой линии. А это в свою очередь создает необходимые условия для развития систем "Автодиспетчер", системы оповещения работающих на путях станции и информирования пассажиров на платформах о приближении поезда и т.д.

Специалисты Ростовского филиала НИИАСа в сотрудничестве с коллегами из фирм "Сименс" и "Сона" разрабатывают новые средства автоматизации роспуска составов на сортировочных горках. Эти и многие другие решения будут внедряться в отрасли в рамках долгосрочной программы технического обновления объектов инфраструктуры российских железных дорог.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок16.10.12Автоматика на рельсах