06-03-12 / 2012
Новости отрасли
В Кемерове состоялось заседание с участием В.Путина, президента РЖД В.Якунина, крупных грузоотправителей и руководителей банков

Развитие инфраструктуры пойдёт исходя из практической целесообразности

Вадим Михайлов, старший вице-президент ОАО «РЖД »

В январе в Кемерове состоялось очень важное заседание с участием председателя правительства Владимира Путина, президента ОАО «РЖД » Владимира Якунина, крупных грузоотправителей и руководителей банков. Подписано соглашение, согласно которому промышленные компании гарантируют определённый объём грузов, который они предъявят к перевозке, а ОАО «РЖД » обязуется их перевезти, исходя из возможностей инфраструктуры.

По итогам этого заседания у РЖД есть поручение до середины сего года представить материалы, опираясь на которые правительство должно принять решение по развитию инфраструктуры. На первом этапе мы уточняем заявки грузоотправителей. Многие из них дают объёмы к перевозке с большим запасом, вовсе не собираясь добывать и перевозить такое количество груза. На совещании с ними вице-премьер Игорь Сечин сразу объяснил, что если они дадут завышенные объёмы, то всё равно за них заплатят. Поэтому здесь будет использоваться элемент принципа «бери или плати».

Второй этап - Институт экономики и развития транспорта наложит эти заявки на существующую инфраструктуру и выявит «узкие» места, которые сдерживают перевозки. Третий этап - мы определим те проекты, которые необходимо реализовать, чтобы обеспечить вывоз всех грузов к 2015 году, и совместно с банками рассчитаем экономическую эффективность вложения в инфраструктуру с учётом бюджетной эффективности. Для этого нам придётся возродить механизм расчёта межотраслевого баланса, который сейчас не используется. Он показывает, что производят различные отрасли и что они потребляют. Этот механизм повысит точность нашего стратегического планирования, причём мы сможем чётко посчитать эффект развития инфраструктуры и его вклад в ВВП. Мы сможем сказать, какие проекты имеют приемлемые сроки окупаемости и, соответственно, какие мы сможем сделать за свой счёт, используя заёмные средства. Также определим те, которые должно финансировать государство.

Есть несколько механизмов, которые при этом могут быть использованы. Это Инвестиционный фонд, инфраструктурные облигации, прямые государственные субсидии, использование средств Фонда национального благосостояния. Какие инструменты нужно будет избрать, решит правительство. Нам необходимо представить комплексную программу развития инфраструктуры до 2015 и 2020 годов. Хотя нашей целью является полный вывоз грузов, возможно, правительство решит, что обеспечить перевозку всех дополнительно предъявляемых 240 млн тонн очень дорого и эффективнее будут другие подходы. К примеру, на БАМе можно развивать разъезды, устанавливать автоблокировку, что относительно недорого и обеспечивает определённое увеличение пропуска поездов. А вот строительство второго пути, кардинально увеличивающего пропускную способность, - это колоссальные затраты. Они могут быть несопоставимы с тем эффектом, который просматривается на выходе.

ОАО «РЖД » предполагает закончить работу с материалами к лету, чтобы правительство успело их рассмотреть и обсудить к началу формирования бюджета на 2013 год. Мы заинтересованы в том, чтобы начать работы именно в следующем году, потому что если они задержатся, то мы просто не успеем к 2015 году провести необходимые мероприятия по расширению пропускной способности.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок05.03.12Прогнозируй, предъявляй, вези