05-04-13 / 2013
Новости отрасли
В генсхему развития РЖД включены средства частников

РЖД хочет привлечь на строительство инфраструктуры 156-406 млрд руб. частных инвестиций до 2020 г. - это 2,2- 3,5% от сумм, необходимых монополии

РЖД впервые заложила в генсхему развития отрасли железнодорожных перевозок частные инвестиции.

Эта строка появилась в обновленном варианте генсхемы, направленной на этой неделе в правительство (презентация документа, подготовленная к заседанию комиссии по вопросам социально экономического развития Дальнего Востока, Бурятии, Забайкальского края и Иркутской области, есть у "Ведомостей"). Монополия рассчитывает привлечь 156,2- 405,9 млрд руб. частных денег в 2013-2020 гг., говорится в презентации РЖД.

Предыдущий вариант генсхемы до 2020 г. (принята весной прошлого года) в качестве источников финансирования предусматривал только государственные средства. Среди механизмов господдержки перечислялись финансирование за счет Пенсионного фонда, сетевые контракты, взносы в уставный капитал РЖД. Кроме того, на финансирование своей инвестпрограммы до 2020 г. РЖД планирует занимать на рынке - до 400 млрд руб. К 2015 г. соотношение долг/ EBITDA РЖД должно вырасти с 1 на конец 2012 г. до 2. Эти источники финансирования сохранились и в новом варианте генсхемы.

Теперь появился и механизм привлечения частных средств. В середине марта правительство внесло в Госдуму проект закона о государственно-частном партнерстве (ГЧП). Документ разрешает частным инвесторам вкладываться в "объекты транспортной инфраструктуры и транспорта, включая железнодорожный, автомобильный, воздушный, водный транспорт, а также подземный (метрополитен) и иные виды транспорта общего пользования".

Правительство предлагает следующий механизм: РЖД (собственник путей общего пользования) заключает с частным инвестором соглашение о ГЧП, частник получает в аренду землю под строительство, а деньги сможет привлечь под залог объекта инфраструктуры, следует из проекта документа. Вернуть инвестиции инвестор может за счет тарифов на перевозку грузов по построенному участку (они будут регулироваться государством).

В генсхеме РЖД проекты, в которые могли бы вложиться частные инвесторы, не прописаны. Пока это только одна из возможностей - закон о ГЧП еще не принят, после его принятия РЖД начнет консультации с инвесторами, объясняет федеральный чиновник. Представитель РЖД это подтверждает.

По новой генсхеме частные инвестиции предусмотрены только в консервативном сценарии (2,2%) и инновационном (3,5%). В базовом варианте частные инвестиции не заложены. Основная статья расходов РЖД до 2020 г. - развитие и обновление инфраструктуры: по базовому - 2 трлн руб., консервативному - 2,9 трлн руб., инновационному - 5,2 трлн руб. Самые крупные проекты: расширение БАМа и Транссиба (180,4 млрд руб. - по консервативному варианту, 769,3 млрд руб. - по инновационному), развитие Московского железнодорожного узла (269,5 млрд руб. - по консервативному и 1,3 трлн руб. - по инновационному варианту).

Грузоотправители заинтересованы в строительстве и модернизации железнодорожных путей, поскольку длинных денег нет сейчас почти ни у кого, говорит гендиректор агентства "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров. В перспективе в железнодорожную инфраструктуру могли бы вкладывать крупные международные фонды, отмечает он.

Частные инвесторы уже делали попытки инвестировать в инфраструктуру: "дочка" "Сибура" - "Сибур-транс" - вложила в 2011 г. 140 млн руб., "Северсталь" - 80 млн руб., говорится в материалах РЖД. В 2012 г. "Сибур" и "Новатэк" заключили с РЖД соглашения, по которым компании вкладываются в расширение путей и гарантируют объем грузов, а РЖД обязуется их перевезти. "Новатэк" готов инвестировать в железную дорогу 30 млрд руб., вложения "Сибура" не раскрываются. РЖД ведет переговоры с "Мечелом" о заключении аналогичного соглашения на 40 млрд руб. на расширение подъездных путей к порту Ванино. РЖД рассчитывает получить от компании Игоря Зюзина деньги на расширение подъездных путей к порту Ванино. Но откуда "Мечел" возьмет эти деньги - не ясно: у компании гигантский чистый долг в $9,8 млрд.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости05.04.13Частники подвезут РЖД