17-01-22 / 2022
Новости отрасли
В этом году ожидается сохранение высокого уровня перевозок угля на сети РЖД

В 2021 году уголь стал одним из драйверов погрузки на сети – погрузка ежемесячно росла, а по итогам года показатель составил +5,2% – до 371,7 млн т. В этом году участники рынка прогнозируют сохранение достигнутых объемов, но снова обращают внимание на необходимость развития инфраструктуры. Подробнее об этом РЖД-Партнер поговорил с первым заместителем генерального директора АО "Новая перевозочная компания" (входит в группу Globaltrans) Вячеславом Станиславским. – Вячеслав Леонидович, какими главными тенденциями можно охарактеризовать перевозки угля в 2021 году?

– В 2021 году погрузка угля на сети выросла на 5,2% в годовом сравнении, основной прирост обеспечили экспортные перевозки. Высокие темпы отгрузок сохранялись на протяжении большей части года, но в IV квартале они замедлились преимущественно из-за логистических проблем – высокой загруженности на экспортных направлениях, пробок из грузовых поездов на подходах к портам, ограничений на прием грузов через погранпереходы со стороны Китая.

Из-за снижения в IV квартале озвученные экспертами ранее ожидания по достижению рекордов перевозок угля не оправдались.

– Какие факторы способствовали росту перевозок угля по сети железных дорог в прошлом году?

– Серьезное увеличение экспорта угля в 2021 году обусловлено резким ростом спроса на мировых рынках. Напряженность с поставками природного газа в Европе и дефицит топлива в Китае привели к росту потребления и взлету мировых котировок угля. В условиях благоприятной конъюнктуры грузоотправители стремились увеличить поставки и на северо-западном, и на восточном направлениях.

Дополнительные возможности экспортеры получили с увеличением мощностей Таманского терминала, он принял на себя часть грузопотока, в том числе для азиатских потребителей. По предварительным оценкам, погрузка угля в южном направлении в 2021 году выросла более чем в 1,5 раза.

– Какие главные проблемы характерны сегодня для перевозок угля? Какие пути решения Вы видите?

– Основная проблема в перевозках угля связана с инфраструктурными ограничениями, загруженностью железных дорог и портов. В настоящее время ее пытаются сгладить регуляторными методами – через соглашения РЖД с угледобывающими регионами о квотах на экспортные отгрузки по Восточному полигону. Но качественно изменить ситуацию может только опережающее выполнение РЖД программы модернизации БАМа и Транссиба.

– По Вашим оценкам, что в 2022 году будет способствовать дальнейшему росту перевозок угля по сети?

– В этом году мы ожидаем сохранения высокого уровня перевозок угля на сети РЖД.

Прогнозы по росту мировой экономики, увеличению глобального спроса на энергетические товары позволяют рассчитывать на продолжение трендов 2021-го. Кроме этого, предпосылки для увеличения перевозок мы видим в реализации масштабных планов по развитию железнодорожной инфраструктуры на восточном направлении.

Согласно утвержденным документам, в 2022 году пропускная способность Восточного полигона должна значительно вырасти и достичь 158 млн т (против 144 млн т в 2021 г.).

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер17.01.2022