13-04-20 / 2020
Новости отрасли
В этом году на Дальневосточной железной дороге ремонтом будет охвачено почти 700 км пути

Наряду с инвестпрограммой модернизации Восточного полигона для освоения возрастающего грузопотока в направлении стран Азии значительные ресурсы направляются на содержание и ремонт путевого комплекса на востоке сети. В этом году объем ремонта путей на Дальневосточной железной дороге (ДВЖД) увеличен на 16%. Но способствует ли этот ремонт минимизации потерь, росту скорости и уменьшению количества брошенных поездов?

Уйти от просрочки

За последние 5 лет грузооборот на Восточном полигоне вырос на 25%, а к концу этого года прогнозируется увеличение еще на 4%. Растущая нагрузка на инфраструктуру требует, соответственно, и расширенной ремонтной программы. В этом году на магистрали ремонтом будет охвачено уже почти 700 км пути.

Согласно анализу графиков ремонтно-путевых работ, всего в этом году на ДВЖД запланировано почти 7 тыс. технологических окон. Их общая продолжительность составит более 51,1 тыс. часов. Почти треть от общего объема работ на дороге будет посвящена строительству (29,4%), планово-предупредительной выправке пути (19,1%) и планово-предупредительному ремонту стрелочных переводов (10,6%). Наибольшее число окон запланировано на май, июль и август.

В теории выполнение ремонтно-путевых работ должно вести к увеличению скорости продвижения поездов на отремонтированных участках, исключая издержки по простою вагонов, добавляют в Первой грузовой компании. На практике среднесуточная скорость продвижения маршрутных отправок (не контейнерных) на наиболее загруженных направлениях показывает исключительно отрицательную динамику более полугода подряд. Так, к примеру, в феврале этого года среднесуточная скорость продвижения маршрутных отправок (не контейнерных) с Западно-Сибирской железной дороги на Дальневосточную снизилась по сравнению с февралем 2019-го на 22,9%.

Извечные простои

Несмотря на амбициозные задачи по запланированному объему работ и поставке новой техники на ДВЖД, грузовладельцы, в том числе опрашиваемые в рамках ежеквартального исследования журнала "РЖД-Партнер" "Индекс качества услуг на железнодорожном транспорте", продолжают обращать внимание на проблему с брошенными поездами.

По оперативной информации ЦДИ ОАО "РЖД", по состоянию на середину февраля на сети простаивало более 1,8 тыс. брошенных поездов, или более 110 тыс. вагонов. И именно Дальневосточная железная дорога является лидером среди всех других магистралей по брошенным поездам.

Для того, чтобы сократить число брошенных составов на инфраструктуре общего пользования, железнодорожники предложили включить в договор на подачу-уборку вагонов такие условия, как подготовка и направление обращений грузополучателей о вводе ограничения погрузки грузов, невостребованных к выгрузке, а также ответственность за своевременное направление заявок на отставление поездов от движения при возникновении проблем с организацией выгрузки.

По словам заместителя генерального директора ОАО "РЖД" – начальника Центральной дирекции управления движением Павла Иванова, более 60% нарушений сроков доставки грузов приходится на направления с наибольшими инфраструктурными ограничениями, в том числе на припортовые станции Дальневосточной дороги.

Где будет стройка?

Как уже было сказано, наибольший объем работ по сравнению со всеми другими дорогами Транссиба и БАМа на ДВЖД будет посвящен строительству.

В частности, строительство будет вестись в том числе и на одной из самых грузонапряженных на БАМе линий Хани – Тында. В текущем году на этом направлении должны построить около 80 км вторых путей и новый разъезд. Для строительства и выполнения других видов работ в 2020-м на этом участке будет проведено 342 окна, всего перерыв в движении составит более 3,2 тыс. часов.

Также должен быть построен второй путь на перегонах Кутыкан – Кувыкта (протяженностью 20,6 км), Юктали – Талума (20,3 км) и Ункур – Чильчи (36,4 км).

Кроме того, запланировано строительство нового разъезда Челябинский на перегоне Талума – Дюгабуль.

Наибольшее ограничение по пропуску поездов также ожидается на участках Сибирцево – Владивосток, Угловая – Находка, Хабаровск – Губерово и Февральск – Бестужево. На железнодорожной линии между станциями Бира – Хабаровск из-за ремонтных работ движение будет остановлено на 6163 часа (часто одно окно длится по 3 суток).

В руководстве Дальневосточной магистрали сообщают, что в целом пропускная способность ДВЖД сегодня может обеспечивать погрузку для грузополучателей Дальнего Востока на сети до 6,2 тыс. вагонов в сутки, в том числе 4,5 тыс. – в адрес портов и погранпереходов Приморского края. Региональной дирекцией управления движением подсчитано, что в период ремонтно-путевых работ для нормального пропуска поездопотока должно среднесуточно грузиться не более 5,8 тыс. вагонов. Другими словами, по сети не будет пропущено 400 вагонов, или 24 тыс. т.

Растущие аппетиты

В прошлом году погрузка в адрес грузополучателей Дальнего Востока по сравнению с пятилетней давностью выросла на 8,5% – с 5,9 до 6,4 тыс. вагонов среднесуточно. Дальневосточная магистраль по стыковой станции Архара (транссибирский ход) принимала в среднем 78 поездов в сутки, тогда как в 2015-м – 62. При этом по итогам прошлого года, по данным ОАО "РЖД", в направлении Дальнего Востока перевезено свыше 114 млн т экспортных грузов, что вдвое больше уровня базового 2012-го (58,1 млн т).

В этом году, как ожидается, погрузка с железных дорог в адрес станций ДВЖД возрастет более чем на 8%, говорит и. о. начальника Дальневосточной дирекции тяги Дмитрий Осин.

Но пока что в 2020-м показатели погрузки и грузооборота на Дальневосточной железной дороге не радуют. По данным ОАО "РЖД", за 2 месяца на магистрали было погружено 7,3 млн т различных грузов, что на 5,3% меньше, чем годом ранее.

Увеличение программы ремонта призвано сократить на дороге протяженность пути со сверхнормативной наработкой пропущенного тоннажа, количество перегонов с просроченным ремонтом. Особенно это актуально для БАМа, где ряд участков капитально не ремонтировался с советского времени.

Пропуск в лето

Каждый сезон для железнодорожников стоит задача добиться эффекта за счет качественного проведения путевых работ и продвижения заданного поездопотока с учетом технологических окон, естественным образом снижающих пропускную способность инфраструктуры. Так, по стыковой станции Архара Дальневосточная магистраль в этом году должна среднесуточно обеспечивать пропуск

70 пар грузовых поездов в дни организации окон и 80 – в разъездные, по ст. Хани, через которую проходит однопутная линия, – 17 и 30 составов соответственно. По словам первого заместителя начальника ДВЖД Игоря Филатова, клиентам дороги целесообразно синхронизировать отгрузку с данными ограничениями.

"Нашим партнерам при формировании производственных планов следует учитывать неравномерность распределения провозной способности железной дороги в течение года и исходя из этого корректировать грузопотоки", – считает он. Рассказывая о планах и задачах на ближайшую перспективу, П. Иванов отмечал продолжение работы по внедрению на сети инициатив, связанных прежде всего с развитием технологии движения тяжеловесных и длинносоставных поездов, тиражированием опыта поездок на удлиненных плечах обслуживания, увеличением бюджета времени полезной работы локомотива, изменением подходов и приоритетов в организации местной работы.

Но некоторые грузовладельцы высказывают мнение, что сейчас сеть в целом не готова к пропуску таких поездов.

Для этого необходимо техническое перевооружение, закупка новых электровозов, но главное – развитие инфраструктуры, комментирует представитель одной из угольных компаний. Более того, некоторые участники процесса на соседних дорогах ничего не знают о возможности виртуальной сцепки. Выйти в плюс

По мнению грузовладельцев, увеличить погрузку и повысить качество перевозочного процесса может помочь только синхронизация целого ряда мер.

Помимо уже названных – соблюдение параметров графика движения поездов, исключение залповой отправки грузов в дальневосточном направлении. Грузовладельцы расширяют свои планы по развитию грузовой базы, но резервов пропускной способности в некоторых местах, даже с учетом модернизации, пока все равно не хватает. На 2020 год инвестиции в ДВЖД предварительно оцениваются в более чем 125 млрд руб., что почти вдвое превышает размер прошлогодних вложений.

В том числе по программе модернизации Восточного полигона планируется освоить 36 млрд руб. Результатом масштабных работ должно стать увеличение к 2025-му ежегодной провозной способности магистрали, с учетом Транссиба и БАМа, до 210 млн т – в соответствии с комплексным планом модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года. В текущем году, как заверяет П. Иванов, ОАО "РЖД" планирует продолжить совместно с владельцами подвижного состава на Восточном полигоне работу в том числе и на других направлениях сети, развитие технологии консолидации парков различных операторов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер13.04.2020