06-05-13 / 2013
Новости отрасли
В долгосрочной перспективе группа Сумма может выйти из некоторых бизнесов, таких как газовый, горнорудный, телекоммуникационный

Александр Винокуров, президент группы "Сумма": "Чтобы быть успешными, нельзя расти во всем сразу"

Чтобы быть успешными, нельзя расти во всем сразу, уверен президент "Суммы" Александр Винокуров: в долгосрочной перспективе компания может выйти из некоторых бизнесов, таких как газовый, горнорудный, телекоммуникационный

"Прежде чем что-либо покупать, мы будем активно развивать те порты, в которых уже присутствуем"

Начало года принесло неприятности группе "Сумма": против генерального директора Новороссийского морского транспортного порта (НМТП) Радо Антоловича, ставленника "Суммы", Следственный комитет России возбудил уголовное дело по статье "коммерческий подкуп". Дело было возбуждено в разгар конфликта между акционерами порта - "Суммой" и "Транснефтью". Антолович до сих пор находится под следствием, а конфликт акционеров, по словам Александра Винокурова, уже завершен. Винокуров принял непосредственное участие в примирении сторон. У него есть опыт в таких делах: до прихода в "Сумму" он погасил конфликт совладельцев в компании "Лента", представляя там интересы одного из собственников - инвестфонда TPG Capital.

Сейчас у Винокурова прибавилось работы. В конце прошлого года "Сумма" выкупила у Сергея Генералова и его партнеров контрольный пакет транспортной группы Fesco. В интервью "Ведомостям" Александр Винокуров раскрыл, как "Сумме" удалось увести Fesco из-под носа другого претендента на эту компанию, рассказал, о чем в итоге договорились акционеры НМТП, какие активы "Сумма" будет развивать, а от каких и по каким причинам избавляться. - В чем заключается стратегия развития группы "Сумма"?

- Мы не портфельный инвестор.

Мы видим себя стратегом, который влияет на деятельность своих активов через советы директоров. Наша цель - превращать компании в отраслевых чемпионов с точки зрения их экономической эффективности и механизмов управления. Основой нашего развития будут транспорт и логистика, развитие инфраструктуры и трейдинг. Я вижу это как один бизнес. По сути, мы занимаемся доставкой грузов из точки А в точку Б - у нас есть компетенции в железнодорожной и морской перевозке грузов и перевалке. А трейдинг позволяет получать дополнительную прибыль. Другой важнейший элемент нашей стратегии - сильные позиции в разных видах строительства: гражданском, промышленном, инфраструктурном.

Это один из основных приоритетов компании, это особенно важно для нашего акционера. В России очевидный дефицит инфраструктуры. Развитие будет идти ускоренными темпами во многих сферах. Например, мы в несколько раз отстаем от наиболее развитых стран по уровню контейнеризации, и до 2020 г. объем контейнерной торговли, по различным оценкам, должен вырасти втрое. За счет устранения узких мест и улучшения регулирования объем торговли между Европой и Азией через Россию может увеличиться в 5 раз.

Наша цель - иметь сильные позиции в тех отраслях, развитие которых наиболее приоритетно для нашей страны и где, как мы считаем, у нас есть уникальные компетенции.

Чтобы быть успешными, нельзя расти во всем сразу. В долгосрочной перспективе мы не исключаем возможности выхода из некоторых бизнесов, таких как газовый, горнорудный, телекомы. Из одного горнорудного актива мы вышли - из Первой горнорудной компании, у нас остались месторождение полиметаллов в Якутии и цинковое месторождение. Из этих проектов тоже будем выходить.

- За счет чего предполагаете рост в интересующих отраслях?

- Расти можно за счет приобретений и новых проектов. В портовой отрасли я сегодня не вижу большого количества подходящих для приобретения активов, но вижу много возможностей для развития. Прежде чем что-либо покупать, мы будем активно развивать те порты, в которых уже присутствуем, расширяя существующие и строя новые терминалы, приводя новые виды грузов и клиентов и т. д. Перспективы для органического роста наших сегодняшних активов безграничны. Есть и новые проекты, которые мы будем развивать: порт Восточный, порт Зарубино на Дальнем Востоке. В железнодорожном сегменте, возможно, будем покупать мелких игроков. Мы видим группу "Сумма" как международную компанию с российской пропиской. У нас уже есть несколько зарубежных проектов: наша "дочка" Shtandart начинает строительство нефтяного терминала в порту Роттердам, через Fesco мы присутствует на многих рынках АТР. При этом основная часть наших инвестиций всегда была и останется в России. В начале марта мы подписали меморандум с правительством Республики Дагестан. Мы видим [там] большие возможности с точки зрения развития инфраструктуры республики, инвестиций в сельское хозяйство, прежде всего в выращивание риса и зерна.

- В какие новые отрасли планируете входить?

- Интересуемся high-tech, например интернет-бизнесом. Возможны небольшие проекты в области фармацевтики, есть несколько интересных и еще не занятых ниш.

- В феврале "Транснефть" публично заявила о конфликте с "Суммой" в НМТП. Что послужило причиной?

- Сегодня мы считаем конфликт исчерпанным. Поменялся председатель совета директоров (на чем настаивала "Транснефть". - "Ведомости"), но о ротации этой должности между "Суммой" и "Транснефтью" мы договорились еще в феврале 2011 г. Устанавливался двухлетний срок, который как раз изакончился. Если говорить о его причинах, помимо смены председателя совета директоров НМТП "Транснефтью" были названы две темы - представительство в "дочках" НМТП и вопрос инвестирования в нефтяной терминал "Шесхарис" в Новороссийске. 19 марта на совете директоров НМТП акционеры обсудили схему финансирования реконструкции "Шесхариса" и рекомендации "Транснефти", договорились о дальнейшем алгоритме действий. Вопрос участия "Транснефти" в советах директоров "дочек" носил скорее технический характер. Для его решения было необходимо внести изменения в уставы компаний. Это делается, но требует времени. Это естественно, что у акционеров может время от времени возникать разное понимание задач компании. Но и мы, и "Транснефть" с первых дней нашего участия в группе НМТП исходили из необходимости договариваться. Нам это вполне удавалось более чем на 35 заседаниях совета директоров, прошедших с 2011 г., - все решения принимались на основе консенсуса. Стратегия развития до 2020 г. также была одобрена всеми акционерами. Менеджмент вполне адекватно справляется с задачами, которые поставили [в стратегии] акционеры. По итогам 2012 г. EBITDA выросла более чем на 7%, долг снизился на 10%. В 2012 г. рост грузовой базы был на 50% выше рынка. Так что каких-либо глубинных причин у этого конфликта нет.

- Какие рекомендации были представлены по "Шесхарису"?

- Они подготовлены рабочей группой, в которую вошли представители "Суммы" и "Транснефти".

Эта группа будет контролировать весь ход ремонта оборудования терминала. Утвержденный проект реконструкции предусматривает строительство дублирующего причала, что позволит не снижать объем перевалки на время реконструкции причала № 1. Проект модернизации "Шесхариса" реализуется с 2006 г. До 2012 г. в него было инвестировано $147 млн, на 2013 г. запланированы инвестиции в $66,5 млн. "Транснефть" хотела бы закончить модернизацию "Шесхариса" не в 2015 г., а в 2014 г., и мы совместно прорабатываем варианты финансирования этого проекта. В инвестпрограмме НМТП на 2013 г. эти цифры не были заложены.

Главная проблема, решения которой пока нет, заключается в том, что сегодняшние мощности "Шесхариса", к сожалению, используются только на 60% - нет необходимых объемов.

- Зачем инвестировать в недозагруженный терминал? Или вы рассчитываете на рост объема перевалки нефти?

- Инвестиции должны быть оправданны с точки зрения их окупаемости и эффективности. Созданная нами рабочая группа внимательно изучает этот вопрос.

- Уголовное дело против бывшего гендиректора НМТП Радо Антоловича не связано с конфликтом акционеров порта?

- Дело против Радо Антоловича находится в юридической плоскости, и я не могу его комментировать. До завершения разбирательства он принял решение сложить с себя обязанности генерального директора.

- "Сумма" и "Транснефть" владеют компанией "Новопорт", которой, в свою очередь, принадлежит 50,1% акций НМТП.

Есть ли у "Суммы" и "Транснефти" акционерное соглашение?

- Такого соглашения нет, детали владения пакетом мы не раскрываем. - Нет ли у "Суммы" планов продать свою долю в "Новопорте", разделить активы НМТП между ее акционерами?

- Таких планов у нас нет. В случае с НМТП мы покупатель, а не продавец. Для нас НМТП - это стратегический актив.

- С какими банками ведутся переговоры о рефинансировании долга НМТП в $1,9 млрд, по которому в следующем году начнутся большие выплаты?

- Долговая нагрузка на НМТП сегодня вполне приемлема - по итогам 2012 г. отношение чистого долга к EBITDA составило 3,4. Этот показатель полностью соответствует обязательствам по финансовым ковенантам. На начало 2012 г. он был 4,3, так что нам удалось добиться существенного снижения долговой нагрузки. При этом, как и в случае со всеми нашими активами, если есть возможности воспользоваться благоприятной рыночной конъюнктурой и оптимизировать долговую нагрузку, мы их всегда тщательно прорабатываем.

- Будет ли "Сумма" участвовать в приватизации НМТП?

- Мы примем решение, когда станут известны все условия продажи госпакета.

- Ваше СП с Vitol - Shtandart TT, в которой у "Суммы" 75% акций, - подписало с портом Роттердам соглашение о передаче портом в аренду земли под терминал. Изменились ли параметры проекта строительства нефтяного терминала в порту Роттердам?

- Все основные параметры прежние, терминал начнет работать в 2016 г.

- За счет каких средств будет идти финансирование?

- Это будут собственные и заемные средства.

- Какие варианты сотрудничества с "Транснефтью" по проекту строительства терминала в Роттердаме рассматривались?

- В 2011 г., после того как мы выиграли конкурс на строительство терминала в Роттердаме, руководитель ["Транснефти"] Николай Токарев говорил, что "Транснефть" изучает возможности создания совместной с нами компании для перевалки российской нефти. С нашей же стороны было предложение обсудить возможность установления сквозного тарифа на поставку нефти от места добычи до Роттердама.

- У СП "Суммы" и Vitol были планы создать на базе TEW трейдинговую площадку по торговле российской нефтью.

- Мы считаем, что проект в Роттердаме поможет усилить позиции российской нефти в мире. Еще в 2005 г. Владимир Путин поручал проработать варианты устранения негативной ценовой разницы между нашей нефтью марки Urals и Brent, что позволит увеличить налоговые поступления в российский бюджет. Терминал в Роттердаме - это наиболее подходящая площадка для начала торгов Urals. Сегодня НПЗ в Европе предпочитают минимизировать запасы нефти, хранимые в собственных резервуарах. Считаем, что появление нашего терминала сделает Urals более привлекательной для клиентов в Европе.

- Когда запустится угольный терминал в порту Восточный?

Его проектная мощность?

- Мощность составит 17 млн т угля и 3 млн т железорудного сырья в год, ввод в эксплуатацию планируется на 2015 г. Мы инвестируем около 10 млрд руб., а общая стоимость проекта составит более 30 млрд руб. Осенью мы рассчитываем получить одобрение Главгосэкспертизы.

- Принято ли решение о строительстве терминала в Китае вместе с портом Роттердам?

- По инициативе наших партнеров из порта Роттердам мы прорабатывали возможность строительства нового порта в Китае в Наньгане (промышленная зона в районе Тяньцзиня). Наши специалисты выезжали на место, изучали технические вопросы, их заключение оказалось не самым положительным. Мы решили, что сейчас оптимальнее работать на азиатских рынках через Fesco, которая давно и успешно присутствует в странах АТР, занимается морскими перевозками в регионе. Не исключаю, что в будущем мы вернемся к теме строительства своего терминала. - Кто был инициатором сделки по покупке Fesco - "Сумма" или Сергей Генералов?

- Мы были одним из претендентов на покупку "Трансгаранта" ("дочка" Fesco, железнодорожный оператор. - "Ведомости"). В процессе подготовки предложения по "Трансгаранту" возникла идея: а не посмотреть ли нам на всю Fesco? Для нас было очевидно, что Fesco логично вписывается в нашу стратегию. Мы высказали нашу идею Сергею Генералову. Положение осложнялось тем, что инвестконсультант Генералова по продаже "Трансгаранта" уже выбрал покупателя. Им стал "Нефтетранссервис", сделка должна была вот-вот закрыться. Мы понимали, что времени на принятие решения почти не остается. Но уже через три дня мы смогли прийти к принципиальной договоренности. - Изначально "Сумма" вела переговоры со Сбербанком и ВТБ о предоставлении кредита на покупку актива, но банки "Сумме" отказали, и пришлось привлекать иностранные банки. Есть мнение, что Сбербанк и ВТБ отказали вам по политическим мотивам.

Это так?

- О мотивах отказа лучше спросить у банков, но они не были политическими. Наши конкуренты активно противодействовали этой сделке, используя любые доступные им средства. Работа с синдикатом банков, куда вошли Goldman Sachs, Raiffeisen и ING, оказалась сложнее, но мы получили бесценный опыт, учитывая сложность сделки.

- Можете раскрыть, во сколько обошлась покупка 70% Fesco?

- Основные параметры сделки известны.

- Когда будет объявлена оферта миноритариям Fesco?

- В течение нескольких месяцев. - Как будете развивать Fesco? - Основное конкурентное преимущество Fesco - предоставление сквозного контейнерного сервиса: морская перевозка - перевалка - перевозка по железной дороге. Суть стратегии - в усилении этого и других преимуществ. Мы рассматриваем создание мощных позиций в сегментах рынка, не связанных с контейнерами. Компания стремится стать № 1 по качеству сервисов. Уже сегодня Fesco - это один из крупнейших в России частных транспортно-логистических холдингов и лидеров рынка контейнерных перевозок. В Дальневосточном бассейне у компании значительные объемы рынка перевалки контейнеров, автомобилей и колесной техники. В составе группы - Владивостокский морской торговый порт, крупнейший на Дальнем Востоке. Мы будем повышать эффективность его работы. Целевой показатель по перевалке контейнеров на следующий год определили в 550 000 TEU по сравнению с 450 000 в этом году. В железнодорожном сегменте Fesco мы будем развивать перевозки зерна и контейнерные перевозки, особенно регулярные сервисы по доставке контейнерными поездами. В дополнение к уже имеющимся планируем маршрут на Екатеринбург. Будем расширять терминал во Владивостокском порту, развивать "сухие" порты в Хабаровске и Подмосковье. Они являются важными составляющими комплексной логистической цепочки.

- Планируете купить железнодорожного оператора, который перевозит зерно, - "Русагротранс"?

- Нет. Скорее всего будем покупать новые вагоны, когда цены на них упадут. Рынок полувагонов и цистерн считаю пока не очень интересным для нас. На рынке полувагонов сейчас переизбыток. Резкое падение [перевозок], которое мы увидели в декабре, продолжится. - Как вы оцениваете итоги работы Объединенной зерновой компании в 2012 г.?

- Недавно ОЗК объявила результаты работы за 2012 г. по РСБУ. Если исключить резерв по проблемной дебиторской задолженности, чистая прибыль по итогам года составила 600 млн руб., что в 30 раз больше, чем компания заработала в 2011 г. Это неплохой результат, но на этот год мы ставим более амбициозные цели. И, конечно, рассматриваем целый ряд новых инвестиционных проектов.

- Но трейдинг в 2012 г. был провальным для всех компаний, для ОЗК в том числе...

- Это не совсем так. Конечно, на 2013 г. мы возлагаем больше надежд и ждем рекордного урожая, рассчитываем на хорошие показатели во втором полугодии.

- По нашей информации, у ОЗК проблемная дебиторская задолженность - 2 млрд руб. Откуда она появилась?

- На момент, когда мы закрыли сделку, - сентябрь 2012 г. - дебиторская задолженность была 5 млрд руб. при выручке в 21 млрд руб. Компания начислила резерв в 2,3 млрд руб., сейчас активно работает над возвратом задолженности, и около 900 млн руб. уже удалось вернуть. Если должник отказывается принимать претензии, ОЗК обращается в правоохранительные органы, по этим обращениям принимаются решения.

- Есть ли планы по покупке оставшегося у государства пакета ОЗК?

- Официального объявления о том, что государство продает свой пакет, и условий продажи мы пока не видели.

- "Сумма телеком" проиграла суды, в которых требовала частоты 2,5-2,7 ГГц для строительства сети 4G. Какими будут дальнейшие действия?

- Мы будем защищать наши интересы имеющимися у нас юридическими способами.

- Есть ли у "Суммы" планы продажи телекомбизнеса?

- Мы не исключаем такой возможности, но говорить о сроках и цене сейчас преждевременно.

- Недавно стало известно о планах "Суммы" продать еще один бизнес - газовый. Есть ли переговоры с потенциальными покупателями Якутской топливно-энергетической компании (ЯТЭК)?

- Мы не говорили, что ЯТЭК или ее часть выставлены на продажу. Это действительно привлекательный актив. Мы провели переоценку запасов, подтвердив их увеличение на 30% до 300 млрд куб. м, реконструировали основные производственные фонды, расширили сеть АЗС. Выручка с 2007 г. выросла почти в 4 раза, EBITDA - более чем в 8 раз. В ближайшие несколько лет мы прогнозируем значительное улучшение производственных показателей, рост добычи. Так что интерес потенциальных покупателей и инвесторов нас не удивляет. - Ранее звучали оценки всей компании на уровне $2-2,5 млрд. Какой пакет выставлен на продажу и сколько он будет стоить?

- Пока рано говорить о том, какой пакет, когда и как будет продаваться. Все будет зависеть от рыночной конъюнктуры и конкретных предложений.

- Каковы перспективы инжинирингового бизнеса "Суммы" - компаний "Стройновация" и "Интэкс"?

- Развитие инжинирингового бизнеса является для нас одним из приоритетных направлений. Решение об объединении активов уже принято, в этом есть очевидная экономическая целесообразность. Мы не исключаем, что в будущем пакет объединенной инжиниринговой компании будет размещен на бирже. Наши инжиниринговые компании работают по всей стране, строят нефтегазовые, энергетические и инфраструктурные объекты, железные и автомобильные дороги, мосты. Мы также активно занимаемся строительством спортивных и культурно-исторических объектов. Многие из наших проектов уникальные, они не имели аналогов ни в России, ни в Европе. Например, "Глобалэлектросервис" участвовал в реализации проекта по строительству энергокольца в Санкт-Петербурге, проложив 4 км кабеля по дну Финского залива. Одна из наших компаний проводила второй этап реставрации Большого театра, мы участвовали в восстановлении Морского собора в Кронштадте.

- Как прокомментируете претензии Росжедлора к "Стройновации" на 5 млрд руб.?

- В конце 2011 г. "Стройновация" выиграла конкурс Росжелдора по строительству 147-километрового участка железной дороги Кызыл - Курагино. "Стройновация" заключила договор, получила аванс и приступила к реализации проекта. Но в конце прошлого года правительство исключило проект строительства этой ветки из перечня проектов, финансируемых из инвестфонда, и "Стройновации" предложили расторгнуть контракт. Мы не были против, но отказались возвращать аванс, так как значительные средства по нему уже были освоены. Этот вопрос будет решаться в юридической плоскости. Сейчас сам проект переформатируется, и "Стройновация" ведет переговоры об участии в нем.

- Собираетесь участвовать в проектировании и строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу - 2018?

- Да. У нас есть необходимый для этого опыт: наша компания "Интэкс" успешно участвовала в проектировании и строительстве стадиона в Казани, который недавно инспектировал президент Путин. Он высоко оценил проделанную там работу и предложил взять казанский проект за основу при строительстве стадионов к чемпионату мира по футболу - 2018.-

"Масштаб задач огромный"

"Сегодня главные задачи Объединенной зерновой компании (ОЗК) - модернизация и строительство новых элеваторов и портовых мощностей, создание эффективной цепочки от покупки и переработки до хранения и перевалки зерна, обеспечение его максимальной сохранности. ОЗК управляет 12 элеваторами и 14 перерабатывающими предприятиями по всей стране, многие из которых давно нуждаются в модернизации. Так что масштаб задач огромный.

Мы рассматриваем и новые проекты, например строительство зернового терминала в порту Восточный. Рассматриваем проект по строительству зернового терминала в порту Махачкала на 2-2,5 млн т в год. ОЗК должна стать национальным чемпионом, последовательно отстаивающим интересы российских сельхозтоваропроизводителей внутри страны и на глобальных рынках. Потребность в продовольствии в мире будет расти, и это дает нашей стране неоспоримое конкурентное преимущество. Через 5-7 лет наши экспортные возможности могут увеличиться в 2 раза, если урожай возрастет до 120-125 млн т, а внутреннее потребление останется на уровне 70-75 млн т. Чтобы обеспечить условия для роста производства внутри страны, мы будем выстраивать международный трейдинг и сеть продаж, постепенно выходить за пределы таких традиционных для нас регионов, как Ближний Восток... Как часть бизнеса ОЗК рассматривает выращивание зерна, вопрос прорабатывается и будет представлен на совет директоров. Рассматриваем проект по выращиванию, переработке и продаже риса в Дагестане. Есть проект с НМТП по строительству терминала по перевалке растительного масла".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости06.05.13"Наша цель - создавать отраслевых чемпионов"