11-04-11 / 2011
Новости отрасли
В черной металлургии больше нет суперприбылей, зато появилось понимание, куда двигаться дальше

Российские металлурги начали публиковать итоги 2010 года - первого после кризиса. С 2008 года произошел ряд глобальных событий, надолго изменивший структуру рынка. В черной металлургии больше нет суперприбылей, зато появилось понимание, куда двигаться дальше. Но когда отрасль сможет полностью восстановиться, никто из ее игроков или экспертов уверенно сказать не может до сих пор.

Большинство крупных российских сталелитейных компаний отчитались по итогам 2010 года. За исключением "Северстали", которая получила $577 млн. чистого убытка (в 2009 году - $1 млрд. убытка), остальные игроки сумели показать ощутимую прибыль. Так, например, крупнейший производитель стали Evraz Group Романа Абрамовича и Александра Абрамова в 2010 году смогла выбраться из убытков, заработав $532 млн чистой прибыли (убыток в 2009 году составил $292 млн.). Лидером по прибыльности стал Новолипецкий меткомбинат (НЛМК) Владимира Лисина. В 2010 году НЛМК заработал почти $1,3 млрд. чистой прибыли против $215 млн. годом ранее. Следом идет Магнитогорский меткомбинат (ММК) Виктора Рашникова. По итогам года компания получила $232 млн. чистой прибыли (в 2009 году - $219 млн.). Не публиковал финансовую отчетность пока только "Мечел" Игоря Зюзина. Но по консенсус-прогнозу компания могла заработать в прошлом году $705 млн. прибыли против $76,3 млн. годом ранее.

В целом по итогам года прибыль от производства товарной продукции в российской металлургии составила порядка $6 млрд., говорится в информационно-аналитическом бюллетене Объединенной металлургической компании (ОМК).

Столько же, например, металлурги заработали в 2005 году - $6,7 млрд. (без коррекции на курсовую разницу). Рекордным для российских сталеваров стал 2008 год, когда общая прибыль отрасли достигла $11,6 млрд., но уже в четвертом квартале металлурги испытали серьезный кризисный провал и 2009 год закончили с совокупной прибылью на уровне $3,9 млрд.

В 2009-2010 годах произошло событие, которое навсегда изменило мировую металлургию. Годовые контракты на поставку сырья - железной руды и угля, - по которым сталелитейные компании работали последние 60 лет, стали квартальными. Вслед за этим цены на продукцию металлургов стали более волатильными. Короче стала и цикличность пополнения складских запасов у трейдеров, что укрепило скачкообразность ценообразования на рынке стали. Ситуация быстро привела к серии затяжных конфликтов металлургов с их основными потребителями - автопроизводителями, вагоностроителями, ОАО РЖД и трубными компаниями. Они начали активно жаловаться в ФАС и правительство. Разрешить многие ценовые споры не удается до сих пор.

Мировой рынок стали не стабилизируется еще как минимум год-два, полагают эксперты. В кризис сырьевые компании почти не вкладывались в расширение собственных мощностей. В результате уже в прошлом году на рынке начал формироваться дефицит предложения по руде и углю. Поэтому по мере роста спроса на сырье росла его цена. У металлургов обратная ситуация. На рост спроса они отвечают запуском замороженных в кризис мощностей, тем самым увеличивая объем предложения. На фоне усиления конкуренции цена на сталь растет медленнее, чем на сырье для ее производства.

Черная металлургия стала менее выгодной, признается топ-менеджер одной из крупных горно-металлургических компаний. Если в сталелитейном секторе маржа сейчас в среднем 15-20%, то в горнодобывающем - 50-60%, добавляет собеседник. По его оценкам, баланс может быть восстановлен не раньше 2013-2014 года, когда начнут запускаться новые сырьевые проекты. В России новые мощности появятся не раньше 2014-2016 годов, добавляет Дмитрий Коломицин из Morgan Stanley.

Поэтому после кризиса буквально все российские металлурги задумались об усилении вертикальной интеграции. Особенно остро этот вопрос встал после аварии на крупнейшей в стране шахте "Распадская" (контролируется Evraz и собственным менеджментом), дававшей 6-7 млн. тонн в год углей дефицитных марок. Никому не интересная из-за отсутствия инфраструктуры Тува после кризиса стала лидером продаж угольных месторождений. Только Evraz взяла два, одно досталось "Северстали". ММК приобрел контроль над угольным "Бело ном", НЛМК отбил у "Северстали" лицензию на Усинское месторождение уникального для России угля марки КЖ в Коми.

В этом году стало известно, что новыми угольными активами интересуется "Мечел", разрабатывающий крупнейшее в России Эльгинское месторождение с запасами 2,2 млрд. тонн. Источники говорили, что компания ведет переговоры о покупке "Распадской", которая в итоге была выставлена на продажу.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Коммерсант11.04.11Тяжелеющий металл