12-07-07 / 2007
Новости отрасли
В ближайшем будущем определять развитие российских портов будут компании, сосредоточившие свой бизнес на контейнерных перевозках

Еще совсем недавно собственные порты строили металлургические компании. Однако в последнее время лидерство в скупке стали перехватывать нефтяники, угольщики и бурно развивающийся контейнерный бизнес. В условиях стабильного роста грузооборота рынок стивидорных услуг, начиная с 2001 года, рос в среднем на 10% в год. Грузооборот морских портов России в прошлом году вырос на 3,4% и достиг 421 млн т. За последнее десятилетие он увеличился более чем в три раза. На сегодняшний день крупнейшими игроками на стивидорном рынке России являются Большой порт Санкт-Петербург, Новороссийский порт и специализированный нефтеналивной терминал в Приморске.

В настоящее время среди акционеров крупнейших портов страны так или иначе присутствуют металлургические компании. Но интерес металлургов к управлению крупными портами начинает ослабевать. Некоторые владельцы терминалов, специализирующихся на перевалке генеральных и навалочных грузов, стремятся избавиться от своих портовых активов. Так, в настоящее время ММК ведет переговоры с рядом участников рынка о продаже своей доли в ВМТП. Претендентами на покупку этого пакета могут быть «Дальневосточное морское пароходство», Evraz и «Северстальтранс».

В отличие от металлургов, компании, работающие с такими биржевыми товарами, как нефть и уголь, понемногу развивают свои порты. Согласно прогнозам аналитиков, к 2010 году пропускная способность морских портов России по нефтеналивным грузам еще возрастет: она должна приблизиться к 300 млн т в год по сравнению с 225 млн т в настоящее время, то есть вырасти на 30%. Это произойдет за счет строительства нефтеналивных терминалов на Лужской губе, в Калининградской области, на Черном море в районе мыса Железный Рог, а также в связи с выходом на проектную мощность порта Приморск. Угольщики ведут себя в вопросе инвестирования в реконструкцию и строительство портов несколько сдержаннее. Для перевалки экспортного угля в последние годы введены мощности в портах Мурманск, Усть-Луга и Восточный. Вместе с тем отечественные порты переваливают только 60% российского угля, остальные 40% отправляются в порты Балтии и Украины. По оценкам экспертов, дефицит мощностей по перевалке угля в настоящее время составляет 25 млн т. К 2010 году планируется увеличение мощностей до 70 млн т в год.

В дальнейшем определять развитие портов будут компании, сосредоточившие свой бизнес на контейнерных перевозках. Объем рынка контейнерных перевозок в ближайшие годы может увеличиться в несколько раз. В настоящее время в России уровень контейнеризации грузопотоков составляет 5—7%, в то время как в мире в среднем 50—60%. Еще одной причиной роста этого сегмента может стать увеличение импорта машинооборудования и других контейнерных грузов. Развитие контейнерных перевозок естественным образом повлечет за собой модернизацию портов. Оборот российского контейнерного рынка вырос в прошлом году на 24,9%, с 1,92 млн до 2,40 млн TEU. Если считать все объемы, поступающие в Россию, и внутренние железнодорожные перевозки, то по итогам прошлого года оборот контейнерных грузов в России увеличился на 45,86% и составил 3,88 млн TEU. Через пять лет объем российского контейнерного рынка увеличится примерно на 30% и составит приблизительно 5 млн TEU. В настоящее время на рынке контейнерной перевалки открыто присутствуют три компании, контролирующие более одного терминала. Это ООО «Национальная контейнерная компания» (НКК), ГК «Северстальтранс» и ИК «ТПС» (Новороссийский морской торговый порт и терминал «Новорослесэкспорт»). Среди терминалов вне конкуренции в прошлом году остался принадлежащий НКК питерский Первый контейнерный терминал. Однако недавно купленный «Северстальтрансом» «Петролеспорт» (ПЛП) вскоре может догнать бессменного лидера последних лет на уровне 1,5 млн TEU. Основными проектами в этой сфере сегодня являются реконструкция «Петролеспорта» и строительство контейнерных терминалов в Новороссийске и Усть-Луге.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РБК Daily12.07.2007Нефть, уголь и контейнеры