06-02-18 / 2018
Новости отрасли
В ближайшей перспективе тенденция по переключению нефтяных грузов только усилится

По итогам 2017 года погрузка нефти и нефтепродуктов на железнодорожном транспорте сократилась на 0,2% к уровню 2016-го: до 235,5 млн т. Погрузка нефтяных грузов на железнодорожном транспорте сокращается уже не первый год, что связано с развитием альтернативных видов транспорта. При этом основным конкурентом железнодорожного является трубопроводный транспорт. С 2010 года переключение нефти и нефтепродуктов на трубопроводный транспорт превысили 25 млн т. Например, только ввод в эксплуатацию отвода от ВСТО до Хабаровского НПЗ привел к потере около 5 млн т.

В ближайшей перспективе тенденция по переключению нефтяных грузов только усилится. Так, уже завершается реализация ПАО "Транснефть" первого этапа проекта "Юг". Здесь в конце прошлого года уже началась пробная прокачка нефтепродуктов. В ближайшей перспективе ожидается переключение около 4 млн т с железнодорожного транспорта по маршруту от Волгограда до Новороссийска. Проектная же мощность всего проекта превышает 8 млн т. Подключение Комсомольского НПЗ к ВСТО-2 приведет к уходу в трубопровод еще 6 млн т нефтяных грузов. Кроме того, ПАО "Транснефть" активно реализует проект по увеличению объемов транспортировки нефтепродуктопроводов в московский регион. При его реализации только 6 млн т авиакеросина в аэропорты столицы будет доставляться при помощи трубопроводного, а не железнодорожного транспорта. Также ожидается переключение более 5 млн т автобензина и более 3 млн т дизельного топлива.

С неизбежностью переключения нефтяных грузов на альтернативные виды транспорта соглашаются и сами железнодорожники. Так, согласно долгосрочной программе развития ОАО "РЖД" до 2025 года потери нефтегрузов могут составить около 15 млн т ежегодно. Рост грузовой базы на железнодорожном транспорте может быть вызван вводом новых мощностей по производству нефтяной и нефтехимической продукции, разработкой новых месторождений, выстраиванием системной работы по взаимодействию с ПАО "Транснефть", а также применением механизма тарифного коридора. Например, применение в прошлом году скидки на перевозки нефтяных грузов позволило ОАО "РЖД" привлечь с внутреннего водного транспорта около 1 млн т.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру06.02.2018