25-02-13 / 2013
Новости отрасли
В ближайшей перспективе профицит грузовых вагонов может привести к снижению их стоимости и арендных ставок

Продажи вагонов начнут стремительно падать. Парки операторов укомплектованы полностью, следовательно, перспективы ввода нового подвижного состава невелики.

Как дальше жить производителю вагонов?

Руководитель коммерческого департамента дивизиона железнодорожной техники ОАО "НПК "Уралвагонзавод" Алексей Мясников озвучил следующие цифры. Объем рынка железнодорожного подвижного состава в 2013-м может составить 70 тыс. вагонов. Из них от 30% до 50% составят полувагоны. По итогам текущего года объем рынка оценивается в 100 тыс. вагонов, из которых 70% приходится на полувагоны. Эксперты в один голос утверждают: имеющийся парк подвижного состава избыточен для отрасли, из-за чего значительно снижается эффективность работы всех магистралей, местами полностью останавливая движение на определенных участках.

Русская корпорация транспортного машиностроения (РКТМ) утверждает, что некоторого возрастания спроса можно ожидать только в сегментах специализированного подвижного состава: цистерн СУГ, цистерн для химических грузов, хоппер-цементовозов. Ведущий эксперт-аналитик отдела исследований транспортного машиностроения ИПЕМ Игорь Скок также предсказал "золотое время" для локомотивов: со следующего года ожидается значительное увеличение спроса на них. В 2013 году ОАО "РЖД" собирается увеличить закупку локомотивов, сократив при этом объем вложений на расшивку участков с ограниченной пропускной способностью.

В общей сложности в 2013-2015 годах ОАО "РЖД" собирается потратить на закупку локомотивов 20% всех инвестиций (197,4 млрд. руб.). При этом в 2013 году будет закуплено 770 единиц локомотивов, что потребует от отечественных локомотивостроительных предприятий задействовать все имеющиеся в наличии производственные мощности.

При этом самое большое сокращение спроса коснется сегмента полувагонов и нефтяных цистерн. Спрос на полувагоны в период с 2013 по 2020 годы будет держаться на уровне 37-45 тыс. ед. в год. Что касается нефтеналивных цистерн, снижение спроса на них связано со стабилизацией объемов добычи нефти и ее переработки. На период с 2013 по 2020 год ожидается дальнейшее снижение спроса, вызванное увеличением объемов транспортировки нефти по трубопроводам и вводом в действие новых трубопроводов.

Прогнозы прогнозами, но производителям грузовых вагонов нужно как-то жить, поэтому они настаивают на необходимости новых разработок и важности этой работы для развития грузовых перевозок. С какими факторами им придется считаться на этом пути?

Специалисты Института проблем естественных монополий (ИПЕМ) в результате исследования выявили, что на рынке существует 913 компаний, которые являются грузовладельцами, перевозящими преимущественно свои грузы в своих вагонах. Структура парка у таких компаний составляет примерно 38% универсального парка и 62% специализированного. Общий объем парка под управлением грузовладельцев - примерно 12% (126 000 вагонов). Параллельно на рынке действуют 695 операторских компаний с универсальным парком (62% компаний) и специализированным (38%). Общий объем парка под управлением операторских компаний - примерно 78% (838 000 вагонов). Из трех групп компаний (крупные, средние и малые операторы) среди малых операторов доля кэптивных меньше всего: как по количеству компаний, так и по количеству вагонов в управлении. При этом среди малых операторов больше всего компаний, ориентированных на обслуживание одного клиента.

Возможное изменение существующей структуры рынка оперирования грузовыми вагонами будет напрямую влиять на спрос на новые грузовые вагоны, считают в ИПЕМ. Для увеличения доли на рынке любой операторской компании существуют два пути - закупка новых вагонов или скупка вагонов у конкурентов. Увеличить долю на падающем рынке, купив новые вагоны, достаточно тяжело, так как в настоящий момент существует избыток подвижного состава. Эксперты предполагают, что в сложившейся ситуации для увеличения бизнеса операторам целесообразнее применять принцип скупки вагонов конкурентов или самих конкурентов. Так, крупные операторы будут консолидироваться и поглощать преимущественно средних операторов.

Поэтому при рассмотрении прогнозов спроса на подвижной состав необходимо учитывать не только изменения грузовой базы и технологии, которые будут влиять на потребности в грузовых вагонах, но и процессы консолидации на рынке.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Азовский машиностроитель23.02.13Вагонный парк: перспектива в тумане