16-05-13 / 2013
Новости отрасли
В апреле состоялся круглый стол "Организация перевозок угля в Кузбасском регионе Западно-Сибирской железной дороги

Работа Сибирского межрегионального транспортного координационного совета". Его участники не только обсудили известные проблемы, но и поделились их решениями, причем как гипотетическими, так и уже реализованными.

Оптимистичные прогнозы

Ретюнин А. С.:

- Сегодня в рамках выездной редакции мы проводим круглый стол по одному из ключевых вопросов, которые волнуют отрасль, - погрузке. Именно на Западно-Сибирской - львиная доля погрузки всей сети. В нашей встрече принимают участие руководители ЗСЖД, руководители компаний-грузоотправителей и ведущих операторских компаний. Наше мероприятие представительное, что, уверен, позволит решить вопросы, касающиеся перевозки угля.

Макаренко С. И.:

- По итогам 2012 года в Кузбассе добыто 201,5 млн т угля. Это на 9 млн т больше, чем в 2011-м, - рост составил 4,7%. Отправлено 192 млн т угля, что на 5,2 млн т больше, чем в 2011 году (+2,8%). Эта цифра составляет примерно 83,3% от общей погрузки ЗСЖД и 17,5% от общесетевого показателя. За три месяца этого года отправлено 55,8 млн т с ростом к уровню 2012-го на 0,3%.

Состояние железнодорожной инфраструктуры перестало быть сдерживающим фактором в развитии Кузбасса, что позволило обеспечить вывоз предъявляемых объемов. В 2011-2012 гг., после преодоления кризиса, темпы роста промышленности вновь увеличились. В прошлом году ЗСЖД отправила 192 млн т угля, превысив уровень докризисного 2008-го более чем на 3%.

Уже на сегодня перспективный уровень добычи угля, который возможен в соответствии с действующими лицензионными соглашениями, оценивается в 300 млн т. По 32 лицензиям осваиваются новые участки. После длительного перерыва возобновился ввод новых добычных и обогатительных мощностей. В перспективе до 2015 и 2020 гг. планируется ввести более 20 крупных угледобывающих предприятий и обогатительных фабрик, что приведет к дальнейшему росту перевозок.

Важную роль в обеспечении стабильности транспортного обслуживания играет направление грузопотоков, определяемое конъюнктурой. Резкий рост перевозок угля в порты Дальнего Востока создал сложности. Негативным фактором для угольных предприятий явилось массированное появление на сети собственников вагонов, не обеспеченное развитием путей необщего пользования.

Ретюнин А. С.:

- Вы грузите с плюсом к прошлому году. Вся сеть грузит с минусом. Как прогнозируете год исходя из первых четырех месяцев?

Макаренко С. И.:

- 7574 вагона в среднем грузили в сутки в 2012-м. Плюсуем по 100 вагонов в сутки в среднем по году. Думаю, будет прибавка - заявки на май, прогнозы угольщиков подтверждают это. Вчера был рекорд - погрузили 8174 вагона в сутки, в последние дни было стабильно 7900.

Грузоотправители выбрали разумный рынок

Ретюнин А. С.:

- Каковы перспективы вложений частниками в развитие примыканий? Как реагируют на такие предложения грузоотправители?

Макаренко С. И.:

- Грузоотправители понимают: главное - не добыть уголь в Кузбассе, а вывезти. И та сумма в 1,4 млрд - только по договорам присоединения, то есть в инфраструктуру РЖД. В свою инфраструктуру они вкладывают гораздо больше.

Николаенко О. Г.:

- Договор присоединения освобождает нас от лишних хлопот и затрат по содержанию - что недешево - инфраструктуры построенных нами по заказу ОАО "РЖД" объектов. Пришлось бы заключать договоры с путейцами, вагонниками, движенцами, другими службами. Интерес и у нас, и у дороги здесь обоюдный: мы гарантированно вывозим уголь потребителю согласно имеющимся заявкам.

Пронькин А. С.:

- Развивая собственную железнодорожную инфраструктуру или работая по договорам присоединения, мы с железнодорожниками создаем себе большой задел на будущее. Время показало, что такое партнерство - единственно верный путь в работе. Наша компания - самый крупный перевозчик угля в Кузбассе. Ежегодно мы грузим 45 млн т. К 2015 году эта цифра достигнет 50 млн. Сейчас активно инвестируем средства в такие станции, как Сарбала, Тырган, Бачаты. Ежегодно вкладываем в свою инфраструктуру около 1 млрд рублей.

Главчев Е. П.: - В 2011 году весь парк грузовых вагонов приобрел статус собственного. В связи с этим в сентябре - октябре 2011-го количество операторов подвижного состава, работающих на углепогрузочных станциях Кузбасса, достигло 200. Хаотичное поступление на дорогу полувагонов этих операторов привело к увеличению нагрузки на инфраструктуру, ухудшению качества использования вагонов, необеспечению вывоза всей предъявляемой продукции. Вследствие критического уровня загрузки сортировочных станций полувагоны поступали на углепогрузочные станции без необходимого качества подбора по операторам. При избыточном количестве порожняка не удовлетворялся спрос. Так, в сентябре при плане 7,5 тыс. вагонов в сутки погрузка составляла 7,2 тыс. За два месяца остатки на складах угольщиков возросли более чем на 2 млн т.

Грузоотправители сделали естественный выбор в пользу оптимизации операторского рынка. Востребованными оказались операторы, способные гарантировать стабильное предоставление порожняка в долгосрочный период. С ними грузоотправители подписали соглашения о вывозе всей предъявляемой продукции. Малым операторам было предложено объединиться с крупными и работать консолидированным парком, что не противоречит законодательству.

При поддержке администрации Кемеровской области, в тесном взаимодействии с операторами на дороге были приняты меры по оптимизации работы с собственным парком вагонов. С использованием в качестве фундамента уже имеющихся соглашений между грузоотправителями и операторами было оптимизировано количество операторов на станциях погрузки, исходя из обезличивания парка всех грузоотправителей станции.

В качестве примера можно привести станцию Ленинск-Кузнецкий-2, где число операторов сократили с семи до трех, которые полностью справляются с объемами. Так же решались вопросы оптимизации работы с собственным подвижным составом и на станциях Мыски, Кийзак, Мереть, Забойщик, Ерунаково, Междуреченск.

Разработан и работает регламент взаимодействия перевозчика с операторами по регулированию адресного назначения собственных полувагонов. Он подписан с 11 операторами, которым были выделены пути по станции Входная для накопления. Обязательным условием поступления порожних полувагонов в Кузбасс был определен принцип маршрутизации в пределах ЗСЖД, заадресованных на опорную станцию и сформированных по станции Входная в технические маршруты с последующей переадресовкой вагонов на углепогрузочные станции Кузбасса. Это позволило построить адресную работу по подводу порожняка под конкретные заявки и увеличить маршрутизацию по дороге до 71%.

Следующим этапом был разработан регламент взаимодействия между ЗСЖД и операторами по организации системы нормирования поступления порожних полувагонов различной собственности в Кузбасс. Данный регламент направлен на планирование объемов перевозок и нормирование поступления порожних полувагонов, а также определение потребности суточного поступления на дорогу и в Кузбасский регион полувагонов операторов для полного обеспечения заявок грузоотправителей погрузочными ресурсами, повышение уровня эффективности использования вагонов и снижение нагрузки на инфраструктуру. В соответствии с регламентом операторы определяют и предоставляют общий объем погрузки в вагонах на планируемый период.

После анализа и корректировки предоставленных по каждому оператору данных утверждается сводный план необходимого содержания парка вагонов на ЗСЖД и норматив поступления порожняка с других дорог.

В результате удалось оптимизировать работу с порожняком операторов, уменьшить оборот вагона, систематизировать поступление на дорогу вагонов, принадлежащих операторам и задействованных в перевозочном процессе.

Однако принятые меры не позволили разрешить все проблемы, связанные с планированием и обеспечением подвода порожняка. Одной из проблем, вызывающих затруднения в эксплуатационной работе и не позволяющих освоить все предъявляемые объемы, является поступление порожняка на дорогу в размерах, значительно превышающих потребные.

Переизбыток вагонов на инфраструктуре не только ухудшает эксплуатационную обстановку, но и увеличивает сроки доставки, что ведет к претензиям к ОАО "РЖД".

В 2012 году в Западно-Сибирском ТЦФТО зарегистрировано более 68 тыс. претензий об уплате пеней за несвоевременную доставку порожних собственных вагонов на 1,3 млрд рублей. Это втрое выше уровня 2011-го.

Парадокс: инфраструктура дороги чрезмерно загромождена собственным подвижным составом - и при этом операторами предъявляются претензии по просрочке на те вагоны, которые оказались невостребованными грузоотправителями. В этих условиях для упорядочения взаимоотношений со всеми участниками перевозок необходимо было определить правила игры, прозрачные и понятные всем.

В I квартале, ввиду отсутствия нормативной базы, с операторами проработан вопрос по заключению договоров на оказание услуг по временному размещению полувагонов на путях общего пользования. Проведены совещания с основными операторами Кузбасса, по результатам которых заключены 12 договоров.

По итогам квартала договорами на временное размещение вагонов охвачена деятельность операторов, осуществляющих 77,6% всех перевозок угля в регионе.

Реализация этой услуги позволяет сократить количество претензий по несоблюдению сроков доставки и обеспечивает подвод порожняка в необходимом количестве на углепогрузочные станции.

Подчеркну, размещение порожних вагонов на инфраструктуре идет на возмездной основе. Временное отставление порожних составов от движения осуществляется по отдельному приказу, который оформляется на основании заявки оператора или при наличии отказа в приеме порожних вагонов от грузополучателя (либо владельца подъездного пути по доверенности). Оформление заявки производится на каждый отдельный состав, состоящий из вагонов одного оператора, сформированных в технический маршрут, с указанием сроков оказания услуг по временному размещению вагонов. Возобновление движения отставленного состава осуществляется на основании приказа, оформленного в соответствии с заявкой оператора подвижного состава и согласием грузополучателя на прием порожних вагонов, с оплатой за подсыл поездного локомотива. Срок доставки порожних вагонов увеличивается на период фактического размещения вагонов на путях общего пользования.

За I квартал отставлено от движения, согласно условиям договоров, на временное размещение 105 поездов. Оказание услуг по временному отставлению - одно из перспективных направлений развития дополнительных услуг ОАО "РЖД". В дальнейшем этот вид сервиса должен получить развитие и быть применим не только к полувагонам, но и к цистернам, крытым, зерновозам, цементовозам в период спада перевозок и накопления на инфраструктуре избыточного порожняка собственников.

Благодаря принятым мерам происходят изменения в системе планирования: договорные отношения, появляющиеся в отсутствие правового поля, позволяют перейти от хаоса планирования по наитию к управляемому процессу.

Следующей задачей в выстраивании взаимоотношений "перевозчик - оператор" является заключение соглашений между дорогой и операторами по содержанию нормы парка порожних полувагонов. В этом случае, при исполнении сторонами условий соглашения в части обеспечения наличия на дороге порожних полувагонов в количестве не менее утвержденного на соответствующий период нормативного парка, оператор не предъявляет к перевозчику претензий по фактам нарушения срока доставки порожних полувагонов, прибывших на станции дороги в течение планируемого периода, так как их было достаточно для обеспечения согласованной погрузки.

Важно не останавливаться на достигнутом. В сетевом масштабе необходимо выстраивать систему нормирования содержания парков порожних вагонов на основе договорных отношений и полигонных технологий.

В этом случае на сети будет курсировать тот парк вагонов, который необходим, невостребованные вагоны должны быть направлены в отстой.

Куда пристроить безработный парк?

Ретюнин А. С.:

- Расскажите подробнее о договоре на временное размещение. Главный вопрос: в чем интерес операторов?

Главчев Е. П.:

- Договор заключен на возмездной основе. За нахождение вагонов на путях общего пользования по договорам на временное размещение без прерывания договора на перевозку взыскиваются средства. 200 рублей с вагона в сутки. Плюс подсыл локомотива для поднятия поезда - 15 тыс.

Оформляется размещение по заявке оператора. Размещаем на своих путях. Этой услуге подвержены составы только одного оператора. Грузоотправитель, если не может принять груз, также может подавать заявку. По подъему. Если заявка была дана на пять суток, а оператор захотел поднять через трое суток, - поднимаем раньше. Это на сети первый опыт.

Интерес оператора - отсутствие хаоса. Что позволяет ему выполнить заявки грузоотправителей - колесо будет крутиться и приносить доход.

Ретюнин А. С.:

- На сети 1,4 тыс. собственников подвижного состава.

Как заинтересовать оператора в сетевом масштабе? Какая может быть выгода?

Главчев Е. П.:

- У оператора есть гарантированное количество парка на дороге под заявки своих грузоотправителей. В случае наличия парка оператор не предъявляет претензий.

Попов Г. Ю.:

- Мы вполне экономически выигрываем от услуги платного отстоя, поскольку в случае форс-мажора нам не приходится самим искать станции для отстоя. И при этом у нас, что самое ценное, сохраняется договор на перевозку с грузоотправителями.

Тевс С. К.:

- На данный момент дорога подписала соглашения по гарантированному обеспечению полувагонами с такими компаниями, как "Новотранс", СУЭК, "Евросиб", "РГД-Транс", на стадии подписания

- с компаниями "ЗапСиб-Транссервис", "НефтеТрансСервис". Очень действенный шаг. Мы весьма заинтересованы, чтобы наши вагоны постоянно "крутились". И дорога нам это гарантирует. Мы же уверены, что все наши заявки будут удовлетворены.

Попов Г. Ю.:

- Когда поезд движется к конечному потребителю и есть возможность его временного размещения до прибытия в Кузбасс, мы получаем дополнительный резерв. Состав может оказаться отставленным от движения по причине форс-мажора. Имея этот резерв с возможностью отставить вагоны и в любой момент их поднять в течение 6-8 часов, мы получаем гарантированный бесперебойный отсыл вагонов на фронты погрузки.

Мы получаем гарантированную грузовую базу под свои объемы. Выигрываем в обороте. Формирование поездов по станции Входная в отдельные составы позволяет парку ПГК заходить в Кузбасс на 93% организованными маршрутами. Все это по ряду экспериментов дает возможность оборачивать вагоны по ниткам с 17 до 11-12 суток.

Ретюнин А. С.:

- Сколько подано исков за просрочку Западно-Сибирской дороге?

Макаренко С. И.:

- В марте и апреле - ни одного заявления.

Котов А. С.:

- Обязательное условие качественной работы - поступление порожних вагонов маршрутами. Для этого на первом этапе изменена технология работы сортировочной станции Входная. Здесь каждому оператору был выделен путь и каждый оператор следовал на станцию назначения. Маршрутизация на Кузбасс увеличена до 71%. В результате удалось уменьшить оборот вагонов.

Кроме роста погрузки, значительное влияние на стабильность транспортного обслуживания оказывает направление грузопотоков. Сегодня выросли объемы движения на восток. В зависимости от оперативной обстановки в Кузбасском регионе совместно с ЦД постоянно корректируется установленный план формирования порожних полувагонов каждого оператора. Недавно совместно с ЦД пересмотрели этот план. Теперь нам уже и сеть помогает. ПГК, ФГК, ЗТС - эти операторы уже на сортировочных станциях Восточного полигона будут доводить маршрутизациюдо 80%. Это ускорит их доставку на фронты погрузки подвижного состава конкретного собственника.

Варющенков А. А.:

- Все созидательные процессы были бы невозможны без Межрегионального транспортного координационного совета, участниками которого являются не только железнодорожники, частные операторы и грузоотправители, но и руководители администрации Кемеровской области.

Все вопросы по сокращению числа собственников, разработке технологии формирования организованных маршрутов по станции Входная принимались именно в тесном сотрудничестве с властями Кузбасса. Именно там прозвучала мысль распространить опыт Входной на всю сеть.

И вот первые результаты - станции Тайшет, Хабаровск-2 уже начали формировать организованные порожние маршруты для углепогрузочных станций Кузбасса.

Модератор:

Ретюнин Александр Сергеевич, главный редактор газеты "Гудок" и журнала "РЖД-Партнер"

Участники:

Варющенков Алексей Анатольевич, заместитель начальника ЗСЖД по корпоративному управлению и работе с органами власти

Главчев Евгений Петрович, первый заместитель начальника Западно-Сибирского ТЦФТО

Котов Александр Сергеевич, и. о. заместителя начальника службы движения по грузовой работе ЗСЖД

Макаренко Сергей Иванович, заместитель начальника ЗСЖД по Кузбасскому территориальному управлению

Николаенко Олег Григорьевич, заместитель генерального директора ОАО "Кокс" по транспортной инфраструктуре

Попов Геннадий Юрьевич, заместитель директора Новосибирского филиала ОАО "Первая грузовая компания" по Кемерово

Пронькин Александр Сергеевич, заместитель коммерческого директора ОАО "Кузбассразрезуголь"

Тевс Сергей Корнеевич, генеральный директор Новосибирского филиала ОАО "Федеральная грузовая компания"

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер15.05.13Новые решения старых проблем