25-01-23 / 2023
Новости отрасли
В 2023 году нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет ...

В 2022 году на фоне санкций и логистических ограничений возник повышенный спрос на отправки грузов в восточном направлении. По итогам 2022-го было отправлено 152,9 млн т грузов, что на 5,4% выше уровня прошлого года. Отправки угля увеличились на 7,4%. При этом на динамику грузопотока в конце прошлого года также оказало влияние изменение в графике движения поездов – ввод дополнительных трех ниток графика для контейнерных поездов. Необходимость в их ведении связана с встраиванием новых логистических цепочек. В II полугодии остро встала проблема скопления грузов в контейнерах в портах Дальнего Востока. Эта проблема обострилась в связи с дисбалансом между прибытием экспортных и отправлением импортных контейнеров.

В сентябре в целях разрешения возникшей ситуации начали осуществляться отправки контейнеров в полувагонах, выгрузка которых осуществлялась в портах Дальнего Востока. В целях стимулирования отправок контейнеров в полувагонах ОАО "РЖД" была введена скидка 20,7% на внутренние и импортные перевозки крупнотоннажных груженых контейнеров в полувагонах со всех станций Дальневосточной железной дороги. На 2023 год эта скидка также была распространена.

На протяжении всего года на фоне масштабных работ по развитию инфраструктуры увеличение провозной способности Восточного полигона достигалось за счет реализации новых технологических решений. Например, в 2022 году на восточном направлении было проведено 16 тыс. поездов массой 7,1 тыс. т, начались пропуски сдвоенных составов массой 14,2 тыс. т. По итогам 2022-го провозная способность Восточного полигона достигла 158 млн т.

В настоящее время работа по увеличению пропускных и провозных способностей Восточного полигона продолжается как за счет развития инфраструктуры, так и за счет обновления подвижного состава. В 2023 году только на Забайкальскую дорогу планируется поставить 113 электровозов серии 3ЭС5К "Ермак".

В 2023-м нагрузка на Восточный полигон будет только увеличиваться, пропускных и провозных способностей всем пользователям услуг будет недостаточно. Регулирующим органам совместно со всеми участниками перевозочного процесса предстоит непростая работа по учету всех интересов и организации пропуска грузов в восточном направлении.

Дополнительным фактором в разгрузке Восточного полигона может стать выстраивание в больших объемах логистических цепочек по альтернативным маршрутам, например, к портам Северо-Запада. По итогам 2022 года отправки угля в Китай через Северо-Запад увеличились в 3 раза.

Минтранс в конце 2022-го в целях переориентации контейнерных грузопотоков предлагал увеличить тарифы на контейнерные перевозки на Дальний Восток при одновременном их снижении для перевозок на Северо-Запад.

Ольга Джаран, ведущий эксперт-аналитик отдела исследований железнодорожных грузовых перевозок ИПЕМ

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер25.01.2023