21-01-22 / 2022
Новости отрасли
В 2022 году тенденция к увеличению спроса на перевозки угля должна сохраниться

Основной номенклатурой в структуре грузовых железнодорожных перевозок в Российской Федерации был и остается каменный уголь. По итогам 2021 года объем погрузки каменного угля на сети ОАО "РЖД" составил 371,7 млн т (29% от общего объема) – на 5,2% больше, чем за 2020-й. Положительная динамика объема погрузки угля (данный показатель уже достиг допандемийного уровня 2019 г.) вызвана в первую очередь процессами постепенного восстановления российской и мировой экономики от шоков, вызванных COVID-19.

"Выздоровление" экономики, увеличение темпов производства продукции привело к возникновению дефицита электроэнергии на большинстве предприятий, прежде всего металлургических, что явилось причиной роста спроса на каменный уголь и кокс. Среди других причин увеличения объемов погрузки угля следует выделить рост потребности стран Европейского союза в данном энергоресурсе на фоне кризисной ситуации, возникшей в II полугодии 2021 года на рынке природного газа, а также нехватку топлива в ряде стран Азии.

В 2022 году тенденция к увеличению спроса на уголь и, как следствие, объема его перевозок должна сохраниться. Согласно прогнозным данным Международного энергетического агентства, 2022 год ознаменуется продолжением роста спроса на рассматриваемый энергоресурс, в основном на азиатском рынке.

Так, в Китае прогнозируется рост потребления угля на 1% к уровню 2021-го, в Индии – на 4%. Кроме того, продолжающаяся нестабильность на газовом рынке в Европе будет подталкивать все больше компаний к использованию (временному либо постоянному) угля как основного ресурса для получения электроэнергии. Вышеперечисленные факторы открывают еще больше возможностей для наращивания экспортных поставок российского угля и объемов перевозок угля в целом.

Вместе с тем уже сейчас в ряде субъектов Российской Федерации, располагающих крупнейшими угольными месторождениями, наблюдаются проблемы с вывозом угля, в том числе на экспорт, ввиду нехватки провозной способности железнодорожной инфраструктуры. Подобную проблему подтвердил в октябре 2021 года губернатор Кузбасса Сергей Цивилев. Также об инфраструктурных ограничениях как о главном сдерживающем факторе увеличения объемов перевозок угля сообщается в ряде северо-западных регионов страны: стивидоры, работающие в портах Петербурга, Усть-Луги, Высоцка и Мурманска отметили среди причин снижения объемов поставки угля дефицит тягового подвижного состава и неритмичность поставок вагонов на припортовые станции.

Одним из определяющих способов решения вышеуказанных проблем является реализация ОАО "РЖД" крупнейших инвестиционных проектов, направленных на модернизацию инфраструктуры Восточного полигона и Северо-Западного бассейна.

В частности, в 2022 году начнется фаза активных строительных работ на большинстве объектов в рамках II этапа развития БАМа и Транссиба, что позволит уже в ближайшие периоды увеличить пропускную способность наиболее проблемных участков. При этом важно обеспечить соблюдение сроков реализации необходимых мероприятий и полноту их финансирования.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер21.01.2022