06-12-18 / 2018
Новости отрасли
В 2019 году ИПЕМ прогнозирует перенасыщение рынка производства вагонов

В исследовании Института проблем естественных монополий заложено снижение выпуска грузовых вагонов до 58-62 тысяч единицПо оценкам Института проблем естественных монополий (ИПЕМ), в 2018 году конкуренция на рынке производства грузовых вагонов в России продолжила обостряться.

Однако в следующем году на фоне спада спроса на новые вагоны ИПЕМ ожидает увеличение доли на рынке у крупнейших вагоностроителей.

ИПЕМ провел исследование уровня монопольной концентрации на основе индекса Херфиндаля-Хиршмана (показатель, оценивающий степень монополизации рынка) на вагоностроительном рынке России, а также оценил распределение долей его участников в 2018 году. Аналогичное исследование Институт выполнял в 2017 году.

По итогам 2018 года будет произведено около 65-67 тысяч вагонов, что примерно на 12-15% больше по сравнению с 2017 годом при суммарном объеме инвестиций не менее 192 млрд рублей. Индекс Херфиндаля-Хиршмана по рынку вагоностроения по итогам 3-х кварталов 2018 года продолжил снижение и по сравнению с аналогичным периодом прошлого года сократился на 13%, что свидетельствует о росте степени монополизации. Такое значение индекса является минимальным за последние 4 года и свидетельствует о приближении к среднему уровню конкуренции в отрасли.

Лидерами по увеличению доли на рынке за 3 квартала 2018 года к аналогичному периоду 2017 года стали АО "Рузхиммаш", доля которого выросла на 4,7 процентных пункта, а объем выпуска увеличился на 2,9 тыс. вагонов по сравнению с январем-сентябрем прошлого года, ОАО "Завод металлоконструкций" увеличил долю на 2,1 процентных пункта, а объем производства - на 1,5. тыс. вагонов и АО "Алтайвагон", доля которого на рынке вагоностроения увеличилась на 1,6 п.п., а объем производства - на 1,8 тыс. вагонов.

Доли крупнейших производителей грузовых вагонов - АО "НПК "Уралвагонзавод" (УВЗ) и ПАО "НПК Объединенная вагонная компания" (ОВК) - в последние годы двигались разнонаправленными трендами и к концу 2018 года практически сравнялись на уровне 25-30%.

В сфере производства полувагонов по итогам 3-х кварталов 2018 года индекс Херфиндаля-Хиршмана сократился по сравнению с тремя кварталами 2017 года на 21% и является самым низким более чем за 5 лет. В то же время конкуренция в данном сегменте продолжает оставаться на низком уровне или иначе сохраняется высокий уровень монопольной концентрации рынка. Доли Уралвагонзавода и Объединенной вагонной компании сокращаются.

Так, по оценкам ИПЕМ, по итогам девяти месяцев 2018 года доля ОВК на рынке снизилась до 26,9%, а доля рынка сократилась на 14,9 п.п. по сравнению с прошлогодними тремя кварталами, доля УВЗ - уменьшилась до 39,5% (-0,7 п.п.).

В производстве крытых вагонов индекс Херфиндаля-Хиршмана по итогам 3-х кварталов 2018 года сократился на 32% по сравнению с тремя кварталами 2017 года. Это также является самым низким значением индекса в сегменте более чем за последние 5 лет. Сегмент отличает низкий уровень конкуренции (высокий уровень монопольной концентрации), при этом он существенно ниже, чем на рынке полувагонов.

В этом году в сегменте сменился лидер: по данным ИПЕМ, наибольшую долю на рынке занимает теперь АО "Алтайвагон" - 49%, доля рынка у производителя выросла на 23,7 процентных пункта по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Существенно сократилось присутствие на рынке ОАО "Армавирский завод тяжелого машиностроения", бывшего крупнейшим игроком в сегменте в 2015-2017 годах, до 16 % (-49,9 п.п.), при этом заметно выросла доля ОВК (+17,5 п.п. до 26%).

В то же время на рынке производства цистерн по итогам 3-х кварталов 2018 года индекс Херфиндаля-Хиршмана вырос на 48%. Данный сегмент имеет схожий уровень конкуренции со сферой производства крытых вагонов. Однако АО "Рузхиммаш", входящий в структуры RM Rail, как и в 2016-м году, занимает доминирующее положение 56%, рост доли на 37 п.п. и прирост объема производства на 0,9 тыс. вагонов по итогам 3-х кварталов 2018 года, в то время как на рынке крытых вагонов доминирующий игрок в 2018 году отсутствует.

Значительно сократилась в этом сегменте доля УВЗ - до 5%, падение составило 25 п.п., доля ОВК после резкого роста 2015-2016 годов стабилизировалась в интервале 30-40%.

"Наблюдаемый с начала 2017 года значительный рост ставок операторов обеспечил рост спроса на грузовые вагоны и, как результат, возобновление производства подвижного состава на предприятиях, которые ранее его существенно снизили или вовсе отказались от производства, - указал заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук. - В то же время в 2019 году мы уже ожидаем перенасыщения рынка, снижения выпуска грузовых вагонов до 58-62 тысяч единиц и возобновление тренда на снижение конкуренции в отрасли".

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.12.2018