29-05-13 / 2013
Новости отрасли
В 2012 году предприятиями ОАО "Холдинговая компания "СДС-Маш" было произведено 8619 вагонов, что на 10,5% больше, чем в 2011-м

Какие тенденции характеризуют рынок вагоностроения в текущем году и какую новую продукцию готовит к выпуску ХК "СДС-Маш"?

Основные тренды

По оценкам директора представительства ОАО "ХК "СДС-Маш" Андрея Пестрякова, в настоящее время на рынке прослеживаются две тенденции: с одной стороны, стоимость грузовых вагонов сократилась, а с другой - цены на металлокомплектующие остались на уровне прошлого года и в будущем тоже будут снижаться более медленными темпами. При этом в 2013-м ожидается дальнейшее сжатие спроса на вагоны.

"При формировании производственных планов на текущий год мы изначально закладывали сокращение спроса на 25%", - отмечает А. Пестряков. Основной спад должен прийтись на полувагоны. Надо сказать, что усиление конкуренции в этом сегменте уже в 2012 году привело к снижению доходности по данному виду подвижного состава. Это заставило ХК "СДС-Маш" укреплять свои позиции в других сегментах рынка, в основном по крытым вагонам (основная модель - 11-280) и цистернам (15-2132). Такие крупные операторы, как "РэйлТрансХолдинг" и "Евросиб", уже сейчас активно наращивают свое присутствие в данном направлении рынка, в том числе и за счет приобретения продукции ХК "СДС-Маш".

В то же время производственные итоги I квартала 2013 года не подтвердили опасений: выпуск вагонов в холдинге не сократился. С учетом сформированного портфеля заказов можно говорить о том, что первое полугодие завершится с незначительным снижением производственных показателей.

В целом же на рынке вагоностроения А. Пестряков прогнозирует существенные изменения. Сегодня в СНГ насчитывается более 40 производителей грузовых вагонов, причем в большинстве случаев это вагоносборочные предприятия, у которых себестоимость производства готовой продукции выше, чем на заводах с полным циклом. Поэтому в ближайшее время можно ожидать массового ухода из отрасли малых и некоторых средних производителей или полного их перепрофилирования, что также связано с высокими затратами. Причем в стремлении загрузить свои мощности такие производители будут пытаться продать продукцию по более низким, чем у крупных предприятий, ценам.

В итоге это может привести к срывам заказов, в том числе и из-за банкротств. А расплачиваться за все это придется потребителю, что тоже негативно может сказаться на потребительской активности.

Продукция ХК "СДС-Маш" в настоящее время реализуется не только в России, но и за ее пределами.

В основном это Казахстан, Белоруссия и страны Балтии. Общая доля продаж вне РФ составляет сейчас порядка 20%. К примеру, эстонские потребители выбирают крытые вагоны производства "СДС-Маш" за их универсальность и качество. "У нас очень высокие требования к закупаемому подвижному составу. Вагоны ХК "СДС-Маш" современные, подходят для перевозки всех генеральных грузов, имеют оптимальную кубатуру. При этом они обладают хорошим соотношением по критерию "цена/качество", - отмечает генеральный директор компании Intopex Forward (Эстония) Александр Максимов.

Инновационное развитие

Одно из важнейших направлений деятельности ХК "СДС-Маш" - разработка перспективных моделей вагонов с применением инновационных материалов и комплектующих. Это позволяет снизить стоимость эксплуатационных расходов на приобретаемую продукцию. В настоящее время подходят к концу ходовые испытания полувагонов с объемом кузова 90-94 куб. м и нагрузкой на ось 25 тс. Изготовлен опытный образец крытого вагона с увеличенным объемом кузова до 160 куб. м. На договорной основе совместно с Инженерным центром вагоностроения (Санкт-Петербург) ведется работа над созданием вагона-платформы для перевозки контейнеров погрузочной длиной 80 футов с грузоподъемностью 72 т. В Кузбасской вагоностроительной компании (КВСК) - филиале ОАО "Алтайвагон", входящей в состав ХК "СДС-Маш", приступают к производству цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов.

Основной акцент компания делает на продажу крытых и специализированных вагонов. Спрос на крытые вагоны стабильно растет с 2010 года.

В настоящее время потребность в крытых вагонах составляет около 10 тыс. единиц в год. Основными преимуществами крытых вагонов производства "Алтайвагона" являются универсальность, высокая грузоподъемность и возможность погрузки и выгрузки на всей сети железных дорог на пространстве СНГ и Балтии.

Также к перспективному направлению можно отнести платформы, спрос на которые сегодня вполне стабильный. Наибольшим интересом со стороны потребителей, например ООО "Максима Логистик", пользуются универсальные 40-футовые платформы, производимые Кузбасской вагоностроительной компанией, которые отличаются высокой грузоподъемностью и широкими эксплуатационными возможностями. Достаточно большой потенциал имеется в сегменте цистерн. С одной стороны, частные операторы за последние годы существенно обновили и пополнили свой парк для перевозки нефтяных грузов, с другой - с учетом поставленной государством задачи по наращиванию нефтепереработки внутри страны в обозримой перспективе можно ожидать увеличения перевозок светлых нефтепродуктов. Это, в свою очередь, будет стимулировать спрос на закупку новых цистерн и специального подвижного состава.

ХК "СДС-Маш" обладает мощной производственной и научно-технической базой, для того чтобы гибко подстраиваться под текущие потребности рынка. Более того, в отличие от многих своих конкурентов компания готова работать с любым объемом заказа, вплоть до одного вагона.

По мнению А. Пестрякова, будущее - за инновационными вагонами с увеличенной грузоподъемностью, объемом кузова и межремонтным пробегом. Именно на производство такого подвижного состава делают ставку в ХК "СДС-Маш". Введение в эксплуатацию инновационных вагонов благоприятно скажется на ситуации с безопасностью движения на сети.

Однако цена таких вагонов выше, чем их старых аналогов. Одним из стимулов для покупки нового подвижного состава может стать механизм льготного тарифного регулирования на использование грузовых вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками. Соответствующий приказ ФСТ России уже принят. При этом нужны и дополнительные формы государственной поддержки - к примеру, предоставление государственных субсидий на закупку инновационных вагонов у российских производителей. Это позволит увеличить производство инновационного подвижного состава.

ХК "СДС" является многоотраслевым холдингом, в который входят в том числе угледобывающая, вагоностроительная и вагоноэксплуатирующая компании. Ежедневное сотрудничество с партнерами помогает оперативно решать многие вопросы, что благоприятно влияет на повышение качества производимой продукции, а также на перспективы развития холдинга в целом.

 

ИсточникДатаНаименование материала
журнал РЖД-Партнер28.05.13Ставка на качество