По оценке аналитической компании "Металл-Курьер", всего было извлечено около 67 млн. т, что на 8 % ниже показателей 2004 г. Между тем именно прошлый год стал рекордным по уровню контрактных цен на коксующийся уголь за всю историю отрасли. Однако при общей перспективности отрасли для инвестиций в нынешнем виде она пока малоконкурентоспособна. Невыгодное транспортно-географическое положение основных активов Кузбасса и низкое качество основной массы коксующихся углей практически сводят на нет все плюсы конъюнктурного роста. А основные потребители угля внутри страны – металлурги - хотя и готовы развивать добычу, но скорее пока в рамках собственных групп.
В прошлом году российские предприятия экспортировали немногим более 11 млн. т углей, что на 23 % ниже предыдущего года. Как указывают аналитики "Металл-Курьера", практически прекратились поставки в страны Западной Европы, куда в прошлом году было отгружено раз в десять меньше, чем в 2004-м, снизились приблизительно в полтора раза и поставки в Восточную Европу. Из всех зарубежных потребителей увеличила закупки российских углей лишь Япония и по-прежнему много покупала Украина.
Российские угольщики в период ценового бума на рынке не стали резко наращивать экспорт путем заключения длительных контрактов с внешними потребителями, справедливо полагая, что дефицит качественного коксующегося угля на внутреннем рынке позволит им извлекать прибыль столь же эффективно. Тем более если учесть, что тариф по перевозке угля по железной дороге из Кузбасса в дальневосточные порты равен примерно $23, получается, что уголь в России с учетом всевозможных дисконтов по качеству продавался по мировым ценам. Однако увеличить прибыль на внутреннем рынке не удалось: российские металлурги нашли способ сэкономить на выросших в цене угле и руде. По словам А. Морозова (UBS), металлурги стали меньше плавить чугуна и больше - лома. Этот способ не требует ни железной руды, ни угля. По данным российской статистики, в 2005 г. доля электростали в российской металлургии выросла почти на 17 %.
Сейчас наши металлурги потребляют более половины добываемых российских коксующихся углей. В последние два года, когда цены на уголь стали очень высокими, металлурги попытались резко усилить свое присутствие в этом бизнесе. Стальная группа "Мечел" стала горнометаллургической, поскольку обнаружила, что львиную часть прибылей ей обеспечивают не металлургические, а именно горнорудные, по большей части угольные, активы. Озаботились своим собственным угольным сырьем Магнитка и НЛМК. Скупка угольных активов металлургическими холдингами продолжается. Конкурсы за разведанные месторождения угля и законсервированные шахты стали в России все более оживленными. В 2003-2005 гг. в Кемеровской обл. было проведено более 60 аукционов и конкурсов, по результатам которых сумма разовых платежей в бюджет составила более $450 млн.
Появилась и обратная тенденция покупки угольщиками активов в металлургии. К примеру, компания "Русский уголь" приобрела несколько меткомбинатов второго эшелона - блокпакет Златоустовского металлургического завода, 68,4 % акций Нытвенского металлургического завода и 83,37 % акций Волгоградского трубного завода.
В экспортных неудачах российских угольщиков в прошедшем году оказались виноваты не только металлурги, но и китайские производители кокса. Основной бассейн, где добываются коксующиеся угли (Кузбасс), находится достаточно далеко как от восточных потребителей, так и от западных. И хотя уровень железнодорожных тарифов может позволить рентабельные поставки кузнецкого угля на Запад, но из-за китайского выброса кокса это направление расширения экспорта в прошлом году для нас оказалось временно закрытым.
В "Мечеле" видят колоссальный потенциал российского и мирового рынка коксующихся углей. "Россия как регион с одним из крупнейших в мире запасов углей, в том числе углей коксующихся марок, безусловно, входит в число основных производителей и поставщиков угольной продукции на мировой рынок, - говорят в "Мечеле". - А наличие в России относительно дешевой электроэнергии делает добычу коксующихся углей высокорентабельным бизнесом".
Но для развития экспорта нужны инвестиции. Серьезным ограничением являются мощности портов. Так, в России практически нет портов, способных обслуживать крупнотоннажные (грузоподъемностью более 120 тыс. т) суда, что делает перевозку российских углей морским путем дороже, например, доставки сырья из Австралии. Очевидно, что крупным игрокам на рынке необходимо рассмотреть возможность строительства современного порта на Дальнем Востоке.
Очень выгодным с точки зрения экспорта регионом специалисты называют Якутию. Но освоение здесь месторождений - крайне капиталоемкий процесс. К примеру, в рамках проекта по освоению крупнейшего в стране Эльгинского угольного месторождения с запасами в 2,1 млрд. т необходимо будет построить железную дорогу протяженностью 260 километров, которая соединит месторождение с Байкало-Амурской магистралью. Из-за этого общий объем инвестиций в проект по разработке месторождения оценивается в $2-2,5 млрд.
Угольные компании вряд ли смогут самостоятельно эффективно развивать экспорт да и поставки на внутренний рынок, если серьезно не будут инвестировать в отрасль, отмечается в «Эксперте».
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
"Эксперт" | 27.03.2006 | "Местечковый уголь" |