02-12-13 / 2013
Новости отрасли
Узкое место Горьковской дороги удалось расширить, не останавливая движение

25 лет назад на станции Зюрзя был открыт дополнительный парк. Это, казалось бы, рядовое событие стало поистине спасительным для всей Горьковской дороги. Мне довелось в то время работать начальником Красноуфимской дистанции пути. Наш коллектив тоже участвовал в стройке. То, как была организована работа всех служб, и сегодня может послужить примером. Во многом благодаря этому сложную задачу выполнили точно в срок.

В конце 80-х годов Горьковская железная дорога не могла пропустить весь грузопоток между Уралом и центром. А объём перевозок продолжал расти. Стояла задача срочно нарастить пропускные и провозные способности дороги. Основная же трудность заключалась в приёме поездов со Свердловской дороги по стыкам Беленино и Красноуфимск. Это были «узкие места», которые не позволяли нормально проехать, обменяться поездами.

Красноуфимску не хватало путевого развития – всего-то 15 приёмо-отправочных путей. Но и развить эту станцию за короткое время не представлялось возможным. Территория её ограничена городом и горами – ни удлинить пути, ни построить дополнительные. Поэтому въехать поездам в Красноуфимск со стороны Свердловской дороги было сложно. Из-за этого случались и неприёмы, и «брошенные» поезда.

В начале 1988 года начальник дороги Леонид Матюхин приехал изучить положение дел. Побывал он и на соседних станциях. И у него родилась мысль построить отдельный парк на станции Зюрзя, что в 10 км от Красноуфимска. Там и производить обмен поездами, технический и коммерческий осмотры, смену локомотивных бригад и локомотивов. Это позволило бы решить проблему пропуска поездов.

Работы начались в апреле, хотя цельного проекта на строительство парка не было. Строили по рабочим чертежам, которые выдавал с колёс Казанский филиал «Желдорпроекта». Нужно было заново отсыпать земляное полотно под четыре приёмо-отправочных пути, а также чётную и нечётную маневровые вытяжки с удлинением этих путей под поезда до 110 условных вагонов. Затем уложить более 30 стрелочных переводов, весь этот парк, а также электрифицировать и оборудовать стрелочные переводы. Кроме того, требовалось создать условия для работы движенцев, локомотивщиков, вагонников, путейцев, эсцебистов и других служб.

Начальник дороги установил очень короткий срок: движение поездов по новым путям должно быть открыто к 7 ноября. Задача не из лёгких, тем более что все работы предстояло выполнить своими силами, то есть без выделения денег и материалов, не прерывая текущую работу.

Но все мы были рады, что нашёлся выход из трудной ситуации. Работы велись на станции ежедневно, без праздников и выходных. Движение поездов не останавливалось.

Материалы изыскивались из своих запасов. В ход пошли старогодные рельсы, шпалы, скрепления, снятые с других участков при капитальном ремонте пути, частично новые и бэушные комплекты стрелочных переводов. Переводные брусья уложили комплектами из новых материалов. Подобное положение было и у связистов, и у электриков.

Общее руководство было возложено на начальника Ижевского отделения дороги Василия Семёновича Дивнова. Руководитель он опытнейший, движенец грамотный, прошёл большую школу переустройства станций, электрификации южного и северного ходов дороги. Ему помогал главный инженер отделения, отличный специалист и добрейший человек Борис Васильевич Шалда.

Все руководители ежедневно, ежечасно держали на контроле всё, что происходило на станции Зюрзя да и просто имело к ней отношение. Начальник дороги строго следил за выполнением графика работ. И надо отметить, не было сбоев в снабжении материалами, некоторые из них поставлялись даже с опережением графика. Тут чётко действовали причастные службы, в первую очередь снабженцы.

Огромный объём работ лёг на плечи путейцев. Монтёрам пути помогали цех искусственных сооружений, мастерские, транспортный цех. Разбивочные работы выполнял технический отдел. Они же и контролировали соответствие выполненных работ чертежам и технологическим процессам.

На старте проекта руководство дороги поставило задачу: максимально механизировать и выполнить работы с привлечением минимального количества сотрудников эксплуатационного штата. За что, к слову, впоследствии строго спрашивали.

К тому времени Красно-уфимская дистанция пути уже была на дороге в числе лидеров по механизации путевых работ. Тяжёлый труд, связанный с рельсами, стрелками, шпалами, сложнее и опаснее погрузки и выгрузки. Поэтому основные работы на среднем и подъёмочном ремонте мы уже максимально механизировали. Нам, путейцам, оказали неоценимую помощь другие дистанции Ижевского отделения. Вспоминаются слаженные и чёткие действия агрызских путейцев. Всё это время мы успешно справлялись и с текущими задачами. Не было допущено случаев брака в работе и травм на производстве.

Большую роль сыграли и движенцы. За электрификацию участка Дружинино – Красноуфимск и реконструкцию тоннеля № 4 они приобрели колоссальный опыт и умело его использовали. Для наших работ требовались «окна» – то продолжительные, то короткие, на разных участках. Движенцы справлялись, и мы без дела не сидели, и поезда по узкому «перешейку» всё же шли.

В целом всё происходящее тогда на станции Зюрзя по устройству дополнительного парка определялось стилем работы начальника дороги. Леонид Иванович являлся для нас примером отношения к делу, к людям. Всегда спокойный, уважительный, он решал вопросы оперативно. И дело двигалось быстрее. В то же время был принципиальным, волевым и требовательным. Он сплотил и нас, и все службы.

Быт работников, привлечённых на строительство на станции Зюрзя, тоже был прекрасно устроен. Организованы медицинское обслуживание, чёткая доставка автодрезинами и автобусами рабочих на работу и домой, бесплатное горячее питание. Инструменты имелись в достатке, отсутствовали сбои в снабжении топливом.

Мы все знали конечную цель и уверенно шли к ней. В итоге за лето было отсыпано земляное полотно будущего парка, уложены четыре пути, две маневровые вытяжки, реконструированы обе стрелочные горловины, установлены опоры и электрифицированы пути и стрелочные горловины, стрелочные переводы оборудованы ЭЦ, светофорной сигнализацией, реконструированы парковая связь, освещение станции, построены бытовые, служебно-технические помещения, открыта столовая.

И наконец после полугода напряжённой работы новый парк на станции Зюрзя был открыт для движения поездов, хотя и без особых торжеств. Но какое же приподнятое настроение было у всех от того, что задача выполнена, проблема пропуска поездов решена. Парк успешно работает и сегодня. Он построен на перспективу и, уверен, принесёт ещё немало пользы Горьковской магистрали.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.12.13Пропуск в парк