20-09-18 / 2018
Новости отрасли
Узбекистан хочет поставить транзит на рельсы

Ташкент рассчитывает построить железные дороги в Китай и Иран

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев планирует укрепить транспортные связи с соседними странами, а также проложить несколько новых железных дорог, которые изменят логистическую карту Евразии. Об этом говорили на завершившейся в четверг в Ташкенте конференции "Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров". Сейчас грузоперевозчикам в этом регионе приходится терять до 40% времени, простаивая на таможне, и делать наценку из-за связанных с этим расходов. Удается ли Узбекистану проводить политику "прагматичного миротворца", выяснял в Ташкенте корреспондент "Ъ" Кирилл Кривошеев.

В начале этого года, собираясь впервые посетить соседний Таджикистан, президент Узбекистана Шавкат Мирзиеев охарактеризовал отношения между странами как "двадцатилетний лед", который нужно растопить. На конференции "Центральная Азия в системе международных транспортных коридоров", собравшей более 300 участников из 37 стран, президент Мирзиеев лично не присутствовал. Однако из его обращения к участникам, которое зачитал узбекский премьер Абдулла Арипов, следовало, что задача выполняется успешно - тает лед в отношениях не только с Таджикистаном, но и остальными странами Центральной Азии. "Благодаря общим усилиям за короткий срок в регионе создана новая политическая атмосфера",- утверждал господин Арипов.

Это отмечают и представители международных организаций. "Мы общались с людьми, занимающимися грузоперевозками в соседних с Узбекистаном странах, и услышали, что здесь совсем исчезли, как мы их называем в отчетах, неофициальные платежи,- сказала "Ъ" аналитик базирующейся в Париже организации "Международный транспортный форум" Ольга Петрик.- Это говорили и экспедиторы, и консультанты, и чиновники". По оценкам госпожи Петрик, транзит товаров в регионе сейчас растет на 6% в год, и при такой динамике поиск новых решений в логистике просто необходим.

Улучшение ситуации в беседе с "Ъ" признал и посол Таджикистана в Узбекистане Имоми Содик Ашурбойзода. "С каждым днем возрастает объем автомобильных и железнодорожных перевозок,- сказал он.- Только за первую половину 2018 года торговля, по сравнению с 2017 годом, выросла в два раза". Господин Ашурбойзода также отметил, что улучшение отношений с Узбекистаном заставило Душанбе "отложить до лучших времен" идею железной дороги из Туркмении до Таджикистана через север Афганистана.

Однако Шавкат Мирзиеев признает, что в вопросе транспортного взаимодействия есть проблемы и они во многом тормозят экономическое и политического сотрудничество.

В речи президента Узбекистана упоминалось, что в странах Центральной Азии цена перевозки составляет 70–80% общей стоимости импортируемых товаров, а до 40% времени доставки уходит на таможенные процедуры.

"Целесообразно создать региональный совет по транспортным коммуникациям стран Центральной Азии",- говорилось в обращении Шавката Мирзиеева. Участники конференции попытались предложить свои решения этих проблем. Во многом они касались информатизации процесса перевозок, которая позволила бы точно оценивать время в пути и быстро узнавать о новых правилах на том или ином маршруте.

Ташкент планирует сделать ставку на железную дорогу. Развитие этого вида транспорта - наиболее дешевое решение для стран, не имеющих выхода к морю. В этой связи отметим, что самым высокопоставленным участником конференции из Москвы был генеральный директор "Российских железных дорог" (РЖД) Олег Белозеров. В своем выступлении он ссылался поручение президента РФ Владимира Путина увеличить объем контейнерных перевозок по железной дороге в четыре раза. "Чтобы достичь этой цели, России необходимо развивать направления север-юг и запад-восток",- напоминал глава РЖД.

Чаще всего на конференции упоминали о проекте железной дороги Китай-Киргизия-Узбекистан, которая пройдет через города Кашгар, Ош, Андижан и Ташкент. Дальше грузы будут доставляться (в частности, по магистрали Баку-Тбилиси-Карс) в Европу. Отвечая на вопрос "Ъ", не представляют ли такие планы угрозу российским интересам, глава РЖД Олег Белозеров заверил: проект, наоборот, будет интересен России с точки зрения создания разветвленной сети железных дорог. "Мы считаем, что все коридоры будут взаимодополнять друг друга,- сказал он.- Коридор Китай-Киргизия-Узбекистан даст дополнительную работу и РЖД".

Как пояснил "Ъ" еще один участник конференции, министр транспорта Киргизии Жамшитбек Калилов, перед реализацией проекта еще необходимо определить, где будет располагаться переход с узкой (китайской и европейской) на широкую "русскую" железнодорожную колею. Это собираются сделать на октябрьской встрече министров транспорта Узбекистана, Киргизии и Китая в Бишкеке. В качестве предположительной точки перехода министр назвал киргизскую Нарынскую область. Уже после этого будут обсуждаться вопросы привлечения инвестиций. "Благодаря этому проекту мы хотим получить большую выгоду,- сказал господин Калилов.- До финансирования еще вопрос не дошел, но разговор был о том, что его возьмет на себя Китай". Господин Калилов отметил, что вместе с маршрутом Китай-Киргизия-Узбекистан киргизские власти собираются также реализовать собственную инициативу - построить железную дорогу, соединяющую Бишкек и Ош. Это также должно облегчить перемещение грузов в регионе.

Вспоминали участники конференции и еще один масштабный проект - дорогу из Узбекистана до афганского Герата, которая позволит направлять грузы в порты Персидского залива и Оман. Основное препятствие в его реализации - это ситуация в Афганистане, которая в последнее время лишь усложняется. "Афганистан - очень интересное направление из тех, которыми занимается Узбекистан,- сказал "Ъ" сотрудник Центра изучения Центральной Азии и Кавказа Института востоковедения РАН Станислав Притчин.- Если посмотреть на внешнеторговую статистику, Афганистан - одно из немногих государств для Узбекистана, с которым у того есть положительное сальдо торговли. И для Ташкента строительство железной дороги - очень важный проект в плане торговых перспектив и стабилизации севера Афганистана. Можно сказать, что все зависящие от Узбекистана вопросы, касающиеся соседней страны, решаются успешно". Вот только от Ташкента на афганском направлении зависит далеко не все.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Kommersant.ru20.09.2018