29-12-14 / 2014
Новости отрасли
УВЗ: не катаньем, так нытьем

«Мужики с Уралвагонзавода» снова обижены: УВЗ получил для своих инновагонов тарифную скидку ниже, чем у конкурентов – ТВСЗ. ФАС возбудила дело против ФСТ из-за занижения льгот на некоторые железнодорожные перевозки. Но глава УВЗ Олег Сиенко, видно, не в курсе, что слухи о его не безупречной репутации идут быстрее его продукции.

Еще недавно вагоностроители конфликтовали с железнодорожниками по поводу ограничения/продления сроков службы старых вагонов. Но когда вопрос решился в пользу первых – пришел черед перессориться самим вагоностроительным компаниям. Теперь они меряются скидкой с тарифа РЖД для инновационных вагонов.

Дошло до того, что ФАС возбудила против ФСТ дело из-за занижения тарифной ставки на порожний пробег определенных типов вагонов с улучшенными характеристиками. Регулятор, видимо, отреагировал на недовольство государственного «Уралвагонзавода», который еще на прошлой неделе возмутился тем, что получил для своих инновационных вагонов скидку меньше, чем у конкурента - Тихвинского вагоностроительного завода (ТВСЗ Александра Несиса). Снижение тарифа на порожний рейс в вагонах УВЗ (модели 12-196-01 и 12-196-02) — 0,053 руб./осекилометр (единица измерения работы вагона), тогда как в вагонах ТВСЗ — 0,097 руб./осекилометр. Представитель УВЗ говорит, что компания будет оспаривать такой размер скидки. По его словам, сама методика ее расчета непрозрачна, сообщали «Ведомости».

Как известно, размер скидки определяется после оценки РЖД снижения своих затрат при эксплуатации вагонов. Минтранс должен подтвердить выводы железнодорожников, отмечают в ФСТ. Было установлено, что затраты РЖД на обслуживание вагонов УВЗ снизятся на 19554 рублей на один вагон, а эффект от вагонов ТВСЗ – около 24000 рублей на единицу, говорит источник газеты, близкий к ведомству. Ранее «Коммерсант» сообщал, что железнодорожники вообще не признали уральские вагоны инновационными, предъявив претензии к качеству. По оценке же Минтранса, инновагоны УВЗ ломаются в десять раз чаще, чем было гарантировано производителем.

Но ФАС заподозрило ФСТ в необъективности, мол, ведомство может создавать дискриминационные условия для операторов и производителей подвижного состава, считает регулятор. «Решение ФСТ о снижении тарифов на порожний пробег отдельных моделей вагонов с улучшенной ходовой частью, так называемых инновационных, было обусловлено именно снижением воздействия на инфраструктуру, а не индивидуальными характеристиками вагонов конкретного производителя», - пояснили в пресс-службе ФСТ.

«Скидка за инновационность УВЗ еще не предоставлена официально - такого решения ФСТ еще никто не видел. Предварительно лишь известно, что размер такой скидки будет меньше, чем у ТВСЗ. Вот недовольство УВЗ и выражает, - рассказал «Веку» заместитель председателя НП ОЖдПС Денис Семенкин. - При перевозках в порожнем виде полувагонов ТВСЗ размер скидки составляет порядка 30 %. Это очень существенно, поскольку позволяет экономить на использовании вагонов уже в краткосрочной перспективе».

Тем не менее, известно, что ФСТ все же одобрила скидку на порожний пробег инновагонов УВЗ – она составит не более 16%. Принятое ФСТ решение фактически устраняет ранее высказанные претензии ФАС о необоснованности принципа тарифообразования на железнодорожном транспорте, говорят наблюдатели. Тем не менее, очевидно, что тарифные преференции, даже после ходовых испытаний продукции УВЗ, оказались не у уральцев. Видимо, не тот экономический эффект?

Ранее эксперты отрасли отмечали, УВЗ так и не удалось убедить Минтранс в том, что уральские вагоны являются инновационными (например, они имеют повышенное воздействие на путь по сравнению с типовыми вагонами). В итоге спрос на эту технику упал на 30%, лишив компанию существенной прибыли. «Но вместо того, чтобы создавать продукцию с улучшенными характеристиками, завод продолжает выпуск прежних вагонов и продает их… собственному дочернему предприятию – транспортной компании «УВЗ-логистик». То есть, перекладывает деньги из одного кармана в другой, а то и в какой-нибудь третий – оффшорный, например (УВЗ-Логистик принадлежит НПК «Уралвагонзавод», только наполовину, а остальная половина распределена среди четырех оффшорных компаний). Что само по себе достойный повод для привлечения внимания правоохранительных органов», - пишет «Новая газета на Урале».

Сегодня вагоны УВЗ не устроили РЖД, а буквально пару недель назад продукцию уральского завода не приняли военные. Танк «Армата», над которым сейчас работает госкомпания, не устроил Минобороны ни по цене, ни по характеристикам – военное ведомство пригрозило тем, что откажется от серийных закупок и не будет продлять контракт на поставку «Арматы».

А ведь УВЗ уже потратил на разработку этих танков 15 млрд рублей из 54 млрд, выделенных из бюджета на эти цели. «Если не будет заказов, эти деньги пропадут», - подчеркнул представитель завода в разговоре с «Газетой.Ru». По словам источника издания в Минобороны, цена на продукцию со стороны УВЗ была существенно увеличена без внятных тому объяснений, а требования, которые заказчик выдвигал к техническим характеристикам танка, не были реализованы. «С учетом того, что идет глобальное сокращение расходов, мы готовы отказаться от недоделанного танка. Мы лучше возьмем последнюю версию Т-90, а «Армату» пусть доделывают», - приводят журналисты слова собеседника.

Руководство УВЗ, похоже, считает, что военные должны приобретать то, что есть, чтобы «деньги не оказались потраченными впустую, и в будущем предприятие могло стабильно развиваться». Но Олегу Сиенко следует вспомнить, что говорил об армейских поставках президент Владимир Путин в ходе ежегодного Послания. Глава государства, напомним, назвал «несопоставимым вообще ни с чем» тот факт, что в ходе выполнения оборонзаказов их цена возрастает в разы и призвал рассматривать нецелевое использование средств (причем каждого бюджетного рубля) в оборонке «как прямой удар по национальной безопасности», отношение к которому должно быть очень строгим, как к фактам финансирования терроризма. Тем более, при Сергее Шойгу в Минобороны наконец-то научились считать деньги.

«Должно быть совершенно понятно, что именно Минобороны является заказчиком танка и заложило в проект те ТТХ, которые хотело получить на выходе. Безусловно, Минобороны просчитало те деньги, которые были затрачены на проект, но на выходе прорыва, который ожидал Шойгу, в полной мере не получилось, - поведал «Ридусу» военный обозреватель «Комсомольской правды», полковник в отставке Виктор Баранец. - Теперь, когда на проект потрачена баснословная сумма и уральцы предлагают, вот, вам сделали, берите, что есть, и пошли нахрен, так не получится! Не получится, пока в Кремле Владимир Путин, а в правительстве – Шойгу и Рогозин. Если армия выплачивает деньги, то должна знать, что покупает танк мирового уровня. В данном же случае, Уралвагонзавод просят довести танк до ума».

Так и с инновагонами, упор на выпуск которых руководство УВЗ пообещало сделать в 2015 году. Господин Сиенко наверняка преисполнился оптимизма после того, как было вынесено постановление Минтранса об обязательной сертификации старых вагонов (кстати, именно главу УВЗ, испытывающего проблемы со сбытом продукции, называли в числе лоббистов нового порядка продления сроков службы ЖД техники). До этого Олег Викторович слишком эмоционально говорил о том, что срок службы подвижного состава железных дорог зачастую незаконно продлевается, из-за чего падает спрос на вагоны и локомотивы корпорации и предупреждал – все это может отразиться на работниках УВЗ.

Что ж, господин Сиенко получил все карты в руки, чтобы загрузить производство на УВЗ. Но он решил раскритиковать ФСТ. И, надо сказать, до сих пор Олегу Викторовичу удавалось пользоваться расположением федеральных властей. Вероятно «особое отношение» к себе он получил после того, как команда главы УВЗ успешно реализовала проект «Мужики с Уралвагонзавода», предложив поддержку Владимиру Путину перед выборами президента в 2012 году. Кремль по достоинству оценил откровенный подхалимаж или, если угодно, «лояльность».

Но Владимир Якунин и, тем более, Сергей Шойгу, привыкшие считать свои расходы, вряд ли купятся на эмоции и шантаж государственного вагоностроителя. Который даже в тяжелые для российской экономики времена транжирит государственные деньги на амбициозные проекты, пытаясь создать чуть ли не второй «Ростех» уральского разлива.

Так, подконтрольный уральскому гиганту железнодорожный оператор «УВЗ-Логистик» приобрел угольную компанию «Заречная» вместе с машиностроительными заводами в России и Германии, а также портом в Латвии. Но в августе этого года выяснилось, что это - спорный актив, за который продолжаются судебные баталии бывших его владельцев в судах Кипра. Судя по всему, есть риск, что «Заречная» может уплыть из государственной собственности, а все потому, что господин Сиенко не соизволил вовремя проверить «чистоту» сделки. Или на этом сценарии провернули какой-то темный эпизод с обязательным хэппи-эндом для кошельков уральского истеблишмента?

Есть у УВЗ проблемы и с «дочками» в регионах. Например, общая налоговая задолженность дочерних предприятий «НПК «Уралвагонзавод» бюджету Кемеровской области составляет 480 млн. рублей. Местный губернатор Тулеев уже лично попросил Генпрокурора России Юрия Чайку разобраться с тяжелой финансовой ситуацией одного из должников – Юргинского машиностроительного завода. В начале августа главе региона даже пришлось ввести на «брошенном УВЗ» машзаводе режим чрезвычайной ситуации, и силами местной администрации спасать производство. Лишь 25 сентября выяснилось, что завод все-таки получит 1,2 млрд рублей на развитие производства и погашение накопивших долгов перед бюджетом и внебюджетными фондами.

А в октябре нынешнего года стало известно, что руководство УВЗ обратилось в российское правительство с просьбой предоставить предприятию госгарантии по кредитам в размере 35-50 млрд рублей. По словам самого Сиенко, дополнительные финансы необходимы предприятию для реализации федеральной программы (ФП) «Развитие оборонно-промышленного комплекса РФ до 2020 года». То есть гендиректор «Уралвагонзавода» публично признал, что ему не удалось получить ожидаемую прибыль, учтенную при расчете расходов на ФП, а посему выдайте ему дополнительные десятки бюджетных миллиардов. И это при том, что в бюджете и без того заложены 150 млрд рублей, которые будут выделены до 2020 года на модернизацию всех производств корпорации! Но проблема со сбытом продукции УВЗ и глубокий экономический кризис предприятия при «эффективном» топ-менеджере Сиенко явно потребуют от государства дополнительной «дойки».

При этом глава уральского завода не стесняется тратить колоссальные средства на личный PR. По данным СМИ, УВЗ даже принялся создавать собственную медиакорпорацию из местного радио, партнером которого выступает «Юмор FM», телеканал «Реальный Тагил», вещающий напополам с ТНТ, и газета «Машиностроитель». Вряд ли это как-то поможет продавать вагоны и танки, от которых отказываются РЖД и Минобороны. Зато обеспечит Олега Викторовича пиаром на весь УФО, причем за госсчет.

Руководству страны явно не помешало бы проверить эффективность работы главы уральского гиганта, ведь господин Сиенко отвечает за стратегическую отрасль, в которую вкладываются деньги налогоплательщиков. В настоящее время в ОАО НПК УВЗ входит более 40 промышленных предприятий, КБ и НИИ, расположенных в пяти федеральных округах России и за рубежом. И в корпорацию продолжают входить новые участники. Но вместо проверок Олег Сиенко попадает в резерв управленческих кадров, находящихся под патронажем главы РФ. Видимо, руководство страны впечатлено бесконечными интервью гендиректора «Уралвагонзавода», в которых он неизменно в чем-нибудь оправдывается.

В 2011 году благодаря недюжинным лоббистским способностям Олег Викторович уже умудрился выбить у государства безвозмездную помощь для погашения большей части долга УВЗ в 60 млрд рублей. Живи да развивайся! Но только за девять месяцев прошлого года убыток УВЗ составил 1,2 млрд рублей, и господин Сиенко вновь едет с протянутой рукой в Кремль. Как говорится, пусть танки наши не быстры, зато броня крепка…

 

ИсточникДатаНаименование материала
Wek.ru. Интернет-газета29.12.2014