30-12-10 / 2010
Новости отрасли
Увеличение железнодорожного тарифа отстаёт от роста цен в промышленности

С начала 2011 года тариф на грузовые перевозки ОАО «РЖД» увеличится на 8%. Таким образом, грядущий год может стать первым, когда его рост окажется не самым низким среди естественных монополий. Этому есть логичное объяснение – в последние годы тарифы РЖД росли намного медленнее, чем у других компаний. В уходящем году тарифы ОАО "РЖД" возросли на 9,4%. Обычно в этом случае говорится, что такой рост выше уровня инфляции. Это действительно так.

Но лишь по отношению к потребительской инфляции. В январе - ноябре текущего года она составила 7,6%, а по итогам 2010 года, по словам премьер-министра Владимира Путина, будет в районе 8,5%. В то же время рост цен в промышленности за 11 месяцев текущего года был существенно выше (15,5%). При этом в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, которое включает в себя выпуск рельсов, цены поднялись на 22,3%.

Показательно и сопоставление изменений тарифов РЖД и других естественных монополий. Средний уровень роста цен на газ в 2010 году был установлен в размере 15% для всех категорий потребителей. При этом для населения, проживающего в регионах, где оптовые цены на "голубое топливо" ниже, чем для прочих потребителей, тариф увеличивался дважды: на 5% - с 1 января и на 15% - с 1 апреля. Еще успешнее был этот год для "Транснефти". Стоимость прокачки нефти по трубопроводам в нынешнем году поднималась трижды. С 1 января она увеличилась на 15,9%, с 1 августа - на 3,3%, а с 1 декабря - еще на 9,9%. В итоге среднегодовой рост тарифа по отношению к 2009 году, по оценке ИФД "Капитал", составил 18,5%. Если сравнивать стоимость прокачки нефти в начале и конце года, то она подорожала почти на треть (31,6%).

В ФСТ логику подобных решений объясняли тем, что "ставки тарифов на услуги "Транснефти"

по транспортировке нефти по системе магистральных трубопроводов, установленные с 1 декабря 2010 года, будут действовать до конца 2011 года". О том же летом и осенью говорил глава "Транснефти" Николай Токарев. При этом он уточнял, что тариф будет расти только на величину инфляции. По официальным прогнозам, в 2011 году она составит 7%. Получается, что декабрьское повышение на 10% уже больше этого уровня.

Однако и это не помешало "Транснефти" в очередной раз попросить прибавки к тарифу 2011 года на 2-3%.

В то же время при установлении тарифов на 2011 год на газ ФСТ всячески способствует планам "Газпрома" по переходу на формирование цен на "голубое топливо" по принципу равной доходности поставок газа на внешний и внутренний рынки.

Этот принцип предполагается внедрить с января 2011 года, но примерно до 2014 года будут применяться понижающие коэффициенты по сравнению с тарифами на экспортируемый газ. В итоге в следующем году стоимость газа будет повышаться два раза: с 1 января - на 5%, а с 1 апреля - на 9,5%. Второго подорожания смогут избежать жители регионов, где существует "новая зона газификации", но лишь из-за того, что газ для населения там стоит дороже - столько же, сколько и для предприятий.

Что касается повышения тарифов на грузовые железнодорожные перевозки, то первоначально РЖД просили 12,1% при сохранении общего объема субсидий в размере 50 млрд. руб., а без них - на 17,8%. Но утвержден рост лишь на 8%.

Между тем показательной стала реакция обоснования более серьезного увеличения тарифа на грузовые перевозки в 2012 году. По расчетам РЖД, если через год тариф будет утвержден на уровне 7,4%, как планировалось ранее, то компании придется снижать расходы на инвестпрограмму. Экономически обоснованный уровень роста тарифа, рассчитанный на базе, утвержденной в августе методики ФСТ, составляет в 2012 году 23%. Но Минэкономразвития не стало его рассматривать, объясняя это тем, что тарифы железнодорожников - это издержки для всех компаний страны.

При этом глава МЭР Эльвира Набиуллина признала, что "тот объем инвестпрограммы, который нужен для РЖД, предполагает большее увеличение тарифов, чем сейчас заложено".

Получается парадоксальная ситуация: при признаваемой нехватке средств железнодорожники должны реализовывать инвестпрограмму национального масштаба в условиях опережающего роста цен на промышленную продукцию.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок30.12.10Подарочный процент