06-08-13 / 2013
Новости отрасли
Утверждено положение «Об основах правового регулирования деятельности операторов ж/д подвижного состава и их взаимодействия с перевозч...

Правительство своим постановлением № 626 от 25 июля 2013 года утвердило положение «Об основах правового регулирования деятельности операторов железнодорожного подвижного состава и их взаимодействия с перевозчиками»

В 4-М пункте документа четко обозначено, что операторы оказывают услуги по предоставлению железнодорожных вагонов и контейнеров оператора юридическим и физическим лицам для перевозки грузов железнодорожным транспортом любыми видами отправок. Основной посыл постановления состоит в том, что все взаимодействия оператора с клиентами и владельцами инфраструктуры осуществляются на основании договоров, включающих элементы, предусмотренные законодательством РФ. Единственная обязанность, налагаемая на них, - это обеспечивать соответствие предоставляемых ими железнодорожных вагонов и контейнеров общим требованиям законодательства о техническом регулировании, а также требованиям Правил технической эксплуатации. Также в статье 10 отмечено, что в случаях, предусмотренных законодательством, операторы передают на возмездной основе принадлежащие им вагоны. Как отмечают в Минтрансе, необходимость разработки положения уже более 10 лет содержится в статье 2 закона "О железнодорожном транспорте". В ведомстве уверены, что его принятие позволит повысить качество и доступность услуг операторов.

Некоммерческое партнерство "Совет участников рынка услуг операторов железнодорожного подвижного состава" сообщило, что положительно оценивает принятие документа. Как полагает заместитель исполнительного директора партнерства Андрей Тонких, теперь необходимы дальнейшая разработка и принятие нормативной базы, которая определяет основы саморегулирования на операторском рынке, и в первую очередь обязанность предоставлять подвижной состав и являться членами единой саморегулирующейся организации.

Предстоит определить место и роль оператора в системе отношений, которые регламентируются Уставом железнодорожного транспорта. Из-за невозможности прийти к компромиссу по основным проблемам в отрасли документ получился очень общим, хотя намерения у законодателей были совершенно иными.

Первый вариант положения, разработанный Минтрансом, появился в самом конце 2011 года и предполагал, что оператором является тот, у кого в собственности или под управлением находится не менее тысячи вагонов. Однако протесты небольших компаний и ФАС возымели свое действие.

В начале прошлого года появился новый вариант, где всех операторов разделяли на пять категорий, фактически также в зависимости от размеров и специализации. Однако и он был отвергнут операторами и антимонопольщиками. Поэтому это положение является плодом компромисса, в котором, по мнению ОАО "РЖД", нет ничего, что могло бы способствовать решению текущих проблем.

"Данное постановление, по сути, ничего не добавляет к той правовой базе, что уже имеется, - отмечает заместитель руководителя департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО "РЖД" Надежда Михайлова. - Практически такое же определение оператора имеется и в сегодняшнем законе "О железнодорожном транспорте". Для решения проблем, накопившихся в отрасли, ОАО "РЖД" предлагало внести в законодательство положения, которые, во-первых, вводили бы для операторов принцип публичности их услуг, а во-вторых, обязывали данные компании состоять в единой саморегулируемой организации, которая бы разработала единые правила и стандарты оказания операторских услуг. "Если перевозчик наделен принципом публичности и обязан принять к перевозке любой груз, а владелец вагонов не обязан их предоставить, то рано или поздно наступит такая ситуация, когда здесь обнаружится явный дисбаланс, - говорит Надежда Михайлова. - Хорошо, что у нас сейчас профицит вагонов. Но ситуация может измениться ".

С другой стороны, такие предложения не могут содержаться в подзаконном акте, каким и является постановление. "Это прерогатива только закона, который в этом случае, кстати, может быть любым, - пояснил заместитель руководителя правового департамента ОАО "РЖД" Алексей Васильев. - Обязательность членства в единой СРО, к примеру, можно установить не только в законе "О железнодорожном транспорте", но и в соответствующем законе "О саморегулируемой организации", а публичность операторской услуги - в Уставе железнодорожного транспорта". Если предложения ОАО "РЖД" об обязательном членстве в СРО и о публичном предоставлении услуг будут приняты, то положение об операторах придется корректировать, замечает Алексей Васильев.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок06.08.13 Впереди закона
Морские вести06.08.13 Операторам ж/д состава закрепили только одну обязанность