26-01-23 / 2023
Новости отрасли
Устранение барьеров на таможне

Максим Родиков, заместитель начальника Главного управления организации таможенного оформления и таможенного контроля ФТС России

– Участники транспортного рынка отмечают недостаточную пропускную способность железнодорожных пограничных переходов. Существует ли такая проблема на самом деле и с чем это связано?

– Сегодня на российском участке таможенной границы ЕАЭС расположено 40 железнодорожных пунктов пропуска (ЖДПП), из них функционируют 33. Практически все ЖДПП не отвечают требованиям к оборудованию и техническому оснащению помещений, необходимых для организации таможенного контроля при пересечении государственной границы РФ. Большинство железнодорожных станций, в пределах которых установлены пункты пропуска, в свое время строились как обычные станции и изначально не были конструктивно и технологически приспособлены для совершения таможенных операций.

– С учетом переориентации транспортных потоков особо остро ощущается необходимость в совершенствовании инфраструктуры ЖДПП. Какие меры принимают государственные ведомства для развития пограничных переходов?

– Для развития транспортных коридоров в рамках работы сформированного Правительством РФ штаба приняты дорожные карты по развитию МТК Север – Юг, азово-черноморского и восточного направлений. В дорожных картах определены мероприятия по реконструкции ЖДПП Дербент, Наушки, Махалино, Пограничный, Забайкальск, а также наиболее востребованных пунктов пропуска по другим видам транспорта.

Минтрансом согласно госпрограмме "Развитие транспортной системы" проводятся либо запланированы к проведению мероприятия по реконструкции ЖДПП Забайкальск, Нижнеленинское, Пограничный, Наушки, Дербент.

– Какие проекты реализует ФТС для увеличения пропускной способности указанных пунктов пропуска?

– Таможенными органами обеспечено формирование и направление в Минтранс и ФГКУ "Росгранстрой" технических требований к обустройству и оснащению указанных пунктов пропуска для целей организации таможенного контроля. Обеспечен перевод ЖДПП Махалино на круглосуточный режим работы.

Совместно с Забайкальской железной дорогой проводится эксперимент по сокращению до 35 минут сроков оформления убытия поездов, перемещающих насыпные грузы. Для сокращения времени совершения таможенных операций при убытии товаров через ЖДПП Забайкальск применяется технология, при которой не осуществляется проставление отметок таможенного органа, разрешающих убытие товаров (насыпных или иных инертных грузов) с таможенной территории ЕАЭС, на транспортных (перевозочных), коммерческих и (или) иных документах, предоставленных перевозчиком на бумажном носителе. Также на ЖДПП внедряется технология параллельного оформления поездов по направлению ввоз-вывоз. В пунктах пропуска оформление таможенными органами прибытия товаров в 99,9% случаях (за исключением нештатных ситуаций) осуществляется на основе подаваемой перевозчиками предварительной информации.

– Какие шаги еще предпринимает ФТС для создания современного облика ЖДПП?

– Для создания современного ЖДПП требуется опережающее изменение уже установленных стандартов, включающих информационные технологии и использование современных технических комплексов. Так, в целях концептуального пересмотра основ системы развития пунктов пропуска ФТС России разработан проект интеллектуального пункта пропуска, основанного на информационном взаимодействии всех федеральных органов исполнительной власти. В состав перспективных моделей пунктов пропуска, в том числе железнодорожного, включены элементы интеллектуального пункта, разработанного ФТС России. Например, в модель интеллектуального ЖДПП заложено применение систем непрерывного сканирования перемещаемых транспортных средств. Для ее реализации возможно использование стационарных "железнодорожных" инспекционно-досмотровых комплексов (ИДК).

В настоящее время таможенные органы начали применять ИДК в экспериментальном режиме. Так, комплекс российского производства уже установлен в железнодорожном пункте пропуска Забайкальск. За период проведения экспериментальных сканирований проанализировано более 615,5 тыс. рентгеновских изображений, в отдельных случаях выявлялись признаки правонарушений, данная информация использовалась при проведении последующего таможенного контроля. В ближайшей перспективе планируется оснащение данными типами ИДК еще двух ЖДПП – Нижнеленинское и Пограничный.

Внедрение элементов перспективных моделей пунктов пропуска будет осуществляться в ходе мероприятий по их реконструкции, что позволит оперативно реализовать задачи по повышению пропускной способности пунктов пропуска, а также по эффективности и качеству государственного контроля при организации пропуска через границу товаров и транспортных средств.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок26.01.2023