25-05-22 / 2022
Новости отрасли
Успеть запрыгнуть в дефицитный вагон

В условиях введенных санкций погрузка на сети РЖД продолжает снижаться. В этом году эксперты ожидают падения объемов производства вагонов на 20-30%, хотя еще в конце 2021-го озвучиваемые прогнозы не были столь однозначны. Холдинг говорит о профиците парка, а производители, хотя пока и не поддаются панике, все же указывают на некоторые риски.

Динамика замедлилась В новых экономических и транспортн о-логистических условиях снижаются объемы экспортных перевозок по сети РЖД, вместе с тем внутренние перевозки несколько компенсируют падение экспорта (по грузообороту). Во внутреннем сообщении сейчас растет дальность, грузы везут на большие расстояния.

В I квартале, по данным Росстата, общий объем производства магистральных грузовых вагонов широкой колеи вырос на 3,8% (15,5 тыс. вагонов) по отношению январю – марту 2021-го. При этом к февралю в марте производство снизилось на 4,7%, а к марту прошлого года – на 8,9%.

В начале 2022 года на сети наблюдался дефицит полувагонов. Но уже в конце весны – начале лета, по прогнозам ИПЕМ, ожидается максимум профицита парка, связанного с временным сокращением перевозок и перестройкой логистических цепочек. В дальнейшем, по мере выстраивания долгосрочной логистики, профицит полувагонов будет сокращаться и парк окажется снова задействованным под перевозки. В марте этого года всего было погружено 1,7 млн вагонов. "Мы прогнозируем выпуск подвижного состава в этом году на 20-30% меньше – на уровне 45-50 тыс. ед. Сегодня сокращаются темпы роста выпуска фитинговых платформ. И в ближайшей перспективе они будут в избытке в условиях дефицита грузов", – говорит заместитель генерального директора ИПЕМ Владимир Савчук.

По данным ОПЖТ, за 4 месяца производство грузовых вагонов в целом в стране снизилось на 3,4% – с 20 188 ед. в 2021 году до 19 507 ед. в 2022-м. Сами производители в конце прошлого года, еще до введения санкций, обсуждали влияние стоимости металла на производство вагонов и, как следствие, высказывали прогнозы падения объемов производства в 2022 году на 40%. Представители ведущих предприятий говорили о возможном переходе в сложившейся ситуации на выпуск специализированного подвижного состава.

Именно металлургия в прошлом году стала единственной отраслью обрабатывающего сектора российской промышленности, которая не смогла восстановить докризисный объем производства. В этом году в условиях обострения политической ситуации и санкционных ограничений аналитики РИА "Рейтинг" ожидают, что металлургическое производство в стране, скорее всего, будет отрицательным из-за возникших препятствий для сбыта продукции. Это, конечно, не может не сказаться на объемах производства вагонов: дальнейший рост цен на металл может затормозить рынок вагоностроения. Еще одним фактором, который, как уже очевидно, серьезно повлияет на выпуск, станет снижение погрузки на сети РЖД. В апреле было погружено 102,4 млн т (-5%), в январе – апреле – 410,3 млн т, что на 1,1% меньше января – апреля прошлого года. На сегодня на фоне событий на Украине эксперты оценили потенциальное падение погрузки на сети РЖД по итогам года в 2-7%.

В новых условиях у грузоотправителей уже началось ужесточение борьбы за пропускную способность на восточном направлении, а именно – на Восточном полигоне. И здесь две компании – СУЭК и "Коулстар" – заявили об интересе к разработке участка "Чалпан-4" Бейского угольного месторождения в Хакасии. Они уже ведут разработку на восточных и западных участках месторождения. Но очевидно, что парк им потребуется не в краткосрочной, а, скорее, в среднесрочной перспективе.

На середину апреля профицит грузовых вагонов на сети РЖД оценивался в 137 тыс. ед., в том числе 37 тыс. полувагонов. Но эксперты высказывают свои сомнения в этих цифрах.

Переналадка на заводах По итогам прошлого года российские вагоностроители поставили в Россию и страны пространства 1520 63,1 тыс. вагонов (+10,9%). Производство полувагонов осталось почти на уровне 2021-го (около 22 тыс. ед.), закупка крытых вагонов снизилась до 4,2 тыс. ед. (-16,3%).

В этом году, несмотря на опасения по поводу поставок кассетных подшипников, сами производители пока ведут себя относительно спокойно, выполняя подписанные ранее контракты, анализируя ситуацию на сети и на валютных рынках. Более того, отдельные руководители не исключают в официальных заявлениях роста загрузки заводов на фоне ожидаемых объемов контрактации.

Так, например, в начале апреля генеральный директор концерна "Уралвагонзавод" (УВЗ) Александр Потапов заявил о высокой загруженности производства: на конец марта был подтвержден контракт на 17 тыс. полувагонов. "Более того, сейчас готовится достаточно серьезный контракт по платформам, и в этой связи мы будем частично перестраивать наши производства", – сказал он.

Перед этим УВЗ сообщал, что на заводе идет переналадка конвейера под производство необходимой по заключенным контрактам номенклатуры подвижного состава. Еще в прошлом году руководство компании анонсировало перепрофилирование половины мощностей предприятия по выпуску полувагонов на производство платформ. Это решение обосновывали мировым трендом на контейнерные перевозки и перепроизводство полувагонов в России. Тогда заявлялось, что завод в ближайшие годы планирует увеличить выпуск данного рода вагонов до 5-6 тыс. ед. в год, запуск производства одной модели платформы на уровне 500 ед. в год потребует 50 млн руб. инвестиций. АО "Алтайвагон" говорит сегодня о наибольшем спросе на полувагоны, крытые вагоны и платформы, а также крытый вагон сочлененного типа с раскрывающейся крышей модели 11-2151 и автономный рефрижераторный вагон модели 16-2155. "В настоящее время по полученным запросам отрабатываются возможные варианты сотрудничества, рассматриваются также перспективы углубления партнерства с Монголией и Ираном", – заявили представители завода.

Также АО "Алтайвагон" делает ставки на разработанный совместно с ООО "ИнтерТрансКарго" вагон модели 11-2151 – многофункциональную конструкцию грузоподъемностью в 93 т. Крыша вагона может открываться и с помощью электропривода смещается в обе стороны, превращая крытый вагон в полувагон или фитинговую платформу, и в открытом положении укладывается в габарит приближения строений. Откидывающаяся крыша позволяет грузить через борт тяжеловесные, легковесные, длинномерные, крупногабаритные грузы, которые невозможно загрузить через дверь обычного крытого вагона.

АО "Тихвинский вагоностроительный завод" (производственный центр холдинга "НПК "Объединенная Вагонная Компания") в том числе активно реализует специализированный парк: до конца года он отгрузит 1 тыс. фитинговых платформ оператору ООО "Новая логистическая". Драйвером роста производства и поставок в компании называют существенное развитие потока экспорта-импорта контейнеров между Россией и Китаем. Несмотря на то, что большая доля на рынке производства по-прежнему принадлежит уже названным лидерам отрасли, предлагающим модели вагонов с улучшенными эксплуатационными характеристиками, некоторые средние и мелкие производители также не намерены выходить из строя. Так, например, Канашский вагоностроительный завод (КАВАЗ, входит в концерн "Тракторные заводы") заявил о планах по выпуску в этом году 5,2 тыс. грузовых вагонов, что почти на четверть больше объема 2021-го. Сегодня завод изготавливает опытный образец вагона-платформы для скорости 140 км/ч, эксплуатация которого позволит вдвое сократить время доставки контейнеров.

Сертифицировать и изготовить вагон планируется в этом году.

Кроме того, завод реализует проект цифрового двойника грузового вагона. Его задача – идентифицировать детали с момента производства и отслеживать их в течение всего срока службы для повышения безопасности и исключения контрафакта.

На полставки Стоит отметить, что в последнее время выросла и стоимость вагона, и ставка оперирования. Так, в период 2019- 2022 гг. средние цены производителей на грузовые вагоны увеличились на 7,2%, с 3 до 3,2 млн руб. за единицу. Наибольший рост средних цен производителей произошел в 2022 году, тогда темп прироста составил 9,2%.

По прогнозам ИПЕМ, в сегменте полувагонов к концу года в негативном сценарии ставки доходности могут снизиться в 2 раза по отношению к пиковым значениям февраля-марта – до уровня 1,6-1,5 тыс. руб. в сутки. В связи с изменением логистики и сокращением объема перевозок будет высвобождаться парк, что приведет к уменьшению ставки, поясняет В. Савчук. Переход на новые маршруты поставок будет приводить к росту расстояний при транспортировке, что потребует больших, чем раньше, объемов парка для перевозки того же объема груза.

По мнению президента Национального исследовательского цент ра перевозок и инфраструктуры Пав ла Иванкина, ставки будут корректироваться в сторону снижения, но двукратного падения не будет. Снижение, по его данным, ожидается на уровне 25-30% максимум. Основным его фактором станет нормализация ситуации на рынке полувагонов, добавляют другие эксперты рынка.

При этом, отвечая на современные вызовы, некоторые крупные предприятия уже заявили о планах по увеличению своих парков железнодорожных вагонов.

Например, ПАО "ТОАЗ", выпускающее аммиак, закупит 900 новых вагонов для перевозки. Первая партия цистерн уже прибыла в Тольятти в начале апреля. В настоящее время парк вагонов предприятия составляет 702 ед.

В подвешенном состоянии Еще до 24 февраля эксперты ИПЕМ отмечали, что реальное сокращение уровня цен на металл и их восстановление до докризисного уровня начнутся только после того, как российская экономика преодолеет последствия пандемии. Но к этим последствиям сегодня добавились новые беспрецедентные санкции, так что очевидно, что российское производство грузовых вагонов в 2022 году будет находиться под еще большим давлением внешних факторов. В настоящее время перекройка экспортных маршрутов и цены на металл делают рынок перевозок несколько непредсказуемым. С другой стороны, в руководстве РЖД указывают на стабильную работу сети и выполнение всех необходимых условий и требований со стороны клиентов.

Очевидно, что рынок производства вагонов будет сокращаться. В основном это коснется полувагонов, крытых вагонов и фитинговых платформ. Но, как говорят эксперты, на сегодня резкого падения ждать не стоит. Ранее сами производители говорили о возможном дополнительном спросе на производство полувагонов для Восточного полигона.

Кроме того, сегодня весь рынок грузовых железнодорожных перевозок замер в ожидании решения правительства РФ о дополнительной тарификации. После ряда проведенных совещаний на уровне первого заместителя председателя правительства РФ Андрея Белоусова предварительно согласованы ключевые подходы по параметрам финансового плана инвестпрограммы ОАО "РЖД" на текущий год, а также по вопросам железнодорожных тарифов. Напомним, что в марте в правительстве РФ на фоне санкций задумались также о формировании парка под государственные задачи. Но участники рынка и эксперты разошлись в оценке допустимости временной передачи вагонов в управление ОАО "РЖД".

По итогам прошлого года российские вагоностроители поставили в Россию и страны пространства 1520 63,1 тыс. вагонов (+10,9%). Производство полувагонов осталось почти на уровне 2021 г. (около 22 тыс. ед.), закупка крытых вагонов снизилась до 4,2 тыс. ед. (-16,3%)

В начале 2022 г. на сети наблюдался дефицит полувагонов. Но уже в конце весны – начале лета, по прогнозам ИПЕМ, ожидается максимум профицита парка, связанного с временным сокращением перевозок и перестройкой логистических цепочек

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер25.05.2022