16-04-24 / 2024
Новости отрасли
Успеть за два года

Тихоокеанская железная дорога – частная железнодорожная ветка от Эльгинского угольного месторождения к побережью Охотского моря. Этот амбициозный проект стартовал в 2022 году и, как ожидается, завершится до конца 2024-го, при плановом сроке до конца 2026 года. На средства исключительно частного капитала не только укладываются пути, но и возводятся порт, мосты, расширяется парк подвижного состава предприятия.

Какие проблемы стали отправной точкой для строительства, на каком этапе находятся работы и уложится ли оно во временные рамки, выяснял "РЖД-Партнер".

А были ли альтернативы?

Общая протяженность частной железнодорожной ветки от Эльгинского месторождения – одного из крупнейших в мире месторождений качественного коксующегося угля в Якутии – до мыса Манорский Охотского моря превысит 500 км. В точке назначения уже строится вся инфраструктура порта Эльга, где к 2025 году должны запуститься угольные терминалы. Инвестиции в создание Тихоокеанской железной дороги (ТЖД) превышают 146 млрд рублей, 100% из них – частные. В России существуют прецеденты строительства частными компаниями собственных железных дорог, и это вовсе не редкость. В законодательстве присутствует определение "пути необщего пользования".

Однако все такие линии необщего пользования объединяет одно – они строятся для врезки в железнодорожные пути РЖД, пути общего пользования, для возможности перевозки своих грузов по существующей инфраструктуре. Проект ТЖД уникален тем, что он, связывая месторождение с портом Эльга, исключит зависимость компании от хронического дефицита пропускной способности Байкало-Амурской магистрали. Кстати, на счету ООО УК "Эльга", которое и реализует проект ТЖД, уже есть кейс по строительству частной железной дороги – в 2011 году в эксплуатацию ввели железнодорожную линию Эльга – Улак, которая соединила месторождение с БАМом. Благодаря этому появился стабильный канал транспортировки продукции. Грузы перевозятся в порты Дальнего Востока, в частности, в порт Ванино, по восточному участку магистрали.

"Сегодня премиальный уголь Эльгинского месторождения попадает на мощности Восточного полигона по ветке компании Эльга – Улак. В конце 2022 года Эльга завершила модернизацию этого перегона. Строительство и централизация разъездов по пути следования позволили увеличить пропускную способность железной дороги с 4 до 30 млн тонн готовой продукции в год.

После модернизации общая протяженность перегона составляет 360 км, в том числе 20 км соединяют станцию Эльга с обогатительным комплексом "Эльгинский", – пояснили в ООО УК "Эльга".

Закономерный вопрос: зачем вкладывать такие большие средства в строительство собственной ветки, когда активно развивается БАМ и, более того, в III этап его расширения заложены мощности под вывоз угля с предприятия? "Предпосылки к строительству Тихоокеанской железной дороги, очевидно, связаны с проблемами пропускной способности БАМа. Если бы их не было, то частный инвестор делал бы врезку в БАМ, как и планировалось изначально. Но поскольку эти техусловия инвестору так и не были выданы, инвестиции в производство сделаны и уголь везти надо, инвестор вынужден создавать альтернативный маршрут к Охотскому морю, – объясняет управляющий партнер консалтингового агентства Arthur Consulting Александр Ованесов. – Общая длина существующего маршрута от месторождения до порта приблизительно 1800 км (1776 км). При этом сам восточный участок БАМа представляет из себя однопутный неэлектрифицированный путь с хроническим дефицитом пропускной способности, вынуждающим дожидаться своей очереди, регулируемой правилом недискриминационного доступа к железнодорожной инфраструктуре".

Кроме того, экспортные перевозки угля на Восточном полигоне, как помнят участники рынка, потеряли приоритет в 2022 году, соответственно, вывезти продукцию становится в разы тяжелее. Вся ли продукция месторождения после сдачи линии в эксплуатацию будет отправляться по ТЖД, либо будет распределена между ТЖД и БАМом, будет решаться в контексте ситуации, инвестиционных и операционных затрат на перевозку, что будет влиять на ставку. Очевидно, однако, что инвестор будет стремиться минимизировать зависимость от БАМа и пропускать по собственной ветке до Охотского моря максимальный объем.

В УК "Эльга" же подчеркивают, что мощности БАМа будут попрежнему востребованы: наряду с развитием Эльгинского месторождения компании еще предстоит раскрыть потенциал Огоджинского месторождения, расположенного в Амурской области, поэтому магистраль будет использоваться для реализации объемов Огоджинской угольной компании.

Здесь и сейчас По данным УК "Эльга", на март 2024 года готово 350 км Тихоокеанской железной дороги. По пути следования возведено 4 моста через реки Малый Тыркан, Мулам, Идюм и Десс, начато строительство моста через реку Киран в Тугуро Чумиканском районе Хабаровского края. Масштаб строительства ТЖД более чем сопоставим по сложности со строительством БАМа, в первую очередь в силу суровых климатических и ландшафтных условий. "Тем не менее строительство не останавливается даже зимой. Другая сложность заключается в отсутствии вокруг какой-либо инфраструктуры: ближайшие крупные населенные пункты находятся в нескольких сотнях километров от стройки. Доставка в тайгу материалов, техники и рабочих – задача, которая требует максимального внимания в плане логистики", – комментируют в УК "Эльга". Тем не менее строительство идет с опережением графика. В частности, уже в IV квартале 2024 года по Тихоокеанской железной дороге пройдет первый тестовый состав. Также в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера, поскольку готов один из причалов порта.

Разворот на Восток?

Это уже устоявшееся выражение фактически и становится еще одним аргументом за строительство ветки от месторождения до Охотского моря: одни из основных потребителей эльгинского угля – КНР, а также страны Азиатско-Тихоокеанского региона, где расположены основные сталелитейные мощности.

"С учетом разворота на Восток строительство не просто оправданно, решение о создании ТЖД в этих условиях было единственным, способным в полной мере раскрыть потенциал Эльгинского месторождения", – подчеркивают в компании.

В среднесрочной перспективе добыча и переработка угля на месторождении достигнет 50 млн тонн в год. Провозная способность ТЖД, связывающей угольное месторождение с портом Эльга, увеличится с планируемых на старте проекта 30 до 50 млн тонн угля в год. Аналогично – с 30 до 50 млн тонн в год – вырастут и перевалочные мощности собственного порта Эльга.

"Оценить экономическую оправданность строительства ТЖД можно будет лишь после его завершения с учетом фактических инвестиций в строительство и профиля операционных издержек: порожнего пробега полувагонов из порта в направлении Эльги, сложной зимней навигации в порту, поддержания инфраструктуры жизнеобеспечения в порту и по пути следования, техобслуживания железнодорожной инфраструктуры и прочих. Учитывая текущую и прогнозную загрузку БАМа и Транссиба, со стратегической точки зрения создание ТЖД оправданно – вывозить [на первых порах] 30 млн тонн угля ежегодно с Эльгинского месторождения дополнительно к текущим объемам угля и другим грузам, отправляемым на восток, будет крайне сложно, даже с учетом расширения пропускной способности Восточного полигона. Благодаря ТЖД может повыситься ритмичность отгрузок угля, сократятся расходы на пере- валку и хранение в порту. Учитывая, что расстояние от станции Улак до Чумикана – 536 км, а от Улака до порта Ванино – 1416 км, ТЖД предлагает сократить расстояние почти на 1000 км", – подчеркивает А. Ованесов.

Тихоокеанская железная дорога – пример длинных частных инвестиций, способных работать на перспективу, за которыми должны последовать другие аналогичные кейсы. Завершить строительство ТЖД планировалось в конце 2026 года, но с учетом темпов стройки пока нет сомнений, что проект будет сдан со значительным опережением сроков.

Строительство идет с опережением графика. В частности, уже в IV квартале 2024 года по Тихоокеанской железной дороге пройдет первый тестовый состав. Также в этом году ожидается тестовый прием первого океанского балкера, поскольку готов один из причалов порта цифры Расстояние от станции Улак до Чумикана – 536 км, а от Улака до порта Ванино – 1416 км. ТЖД позволит сократить путь по железной дороге почти на 1000 км.

Проект ТЖД уникален тем, что он, связывая месторождение с портом Эльга, исключит зависимость компании от хронического дефицита пропускной способности Байкало-Амурской магистрали

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер16.04.2024