06-10-18 / 2018
Новости отрасли
Услуги свяжут сетью

Казахстан использует транспортную инфраструктуру как передовой полигон внедрения цифровых технологий.

Президент и председатель правления АО "НК "Казахстан темир жолы" Канат Алпысбаев рассказал об инвестиционной программе, стратегии, основных железнодорожных проектах, реализуемых компанией.

– Канат Калиевич, расскажите об инвестиционной программе АО "НК "Казахстан темир жолы" (КТЖ) на ближайшие годы. Какие условия необходимы для эффективной реализации проектов?

– Для эффективной реализации инвестиционных проектов необходима четкая финансовая дисциплина, базирующаяся на рыночных принципах.

Сейчас компания реализует проекты по программе "Цифровой Казахстан" по созданию высокоскоростной беспроводной сети по передаче данных по всей протяженности железных дорог.

Кроме того, предусматриваются внедрение спутникового Интернета в пассажирских поездах, оснащение вокзалов цифровыми технологиями и услугами, автоматизация процессов разработки прогнозных графиков движения поездов, создание интегрированных платформ управления мультимодальными перевозками и многое другое.

Также планируется модернизация железнодорожной инфраструктуры, что позволит повысить скорость движения контейнерных поездов до 1500 км/сут.

Продолжится работа по инвестированию новых секторов с высоким потенциалом роста и доходностью. Компания заинтересована в создании транспортно-логистических центров и терминалов как внутри страны, так и за ее пределами.

Для обеспечения спроса грузоотправителей и пассажиров в услугах железнодорожного транспорта будут направлены инвестиции в обновление парка подвижного состава, развитие железнодорожной инфраструктуры, реализацию мероприятий по повышению уровня безопасности движения поездов.

– Какие инновационные технологии в железнодорожной отрасли вы хотите реализовать в ближайшее время?

– Как говорилось ранее, в рамках государственной программы "Цифровой Казахстан" в компании разработана стратегия "Цифровая железная дорога" на 2018–2022 годы. Эта стратегия охватывает все ключевые направления деятельности КТЖ, то есть пассажирские, грузовые и мультимодальные перевозки, железнодорожную инфраструктуру и корпоративное управление.

На сегодняшний день в грузовых перевозках созданы онлайн-сервисы отслеживания грузов, электронного замка по сохранности груза и оперативного реагирования на попытки несанкционированного доступа к нему.

В настоящее время уже все грузоотправители Казахстана осуществляют планирование и оформление перевозок посредством автоматизированной системы управления договорной и коммерческой работой (АСУ ДКР). Для этого обеспечен стопроцентный охват станций, открытых для грузовых операций (456 железнодорожных станций). В АСУ ДКР задействованы более 7 тыс. специалистов АО "КТЖ – Грузовые перевозки" и порядка 24 тыс. грузоотправителей. Система обеспечивает оперативность, прозрачность и эффективность производственных процессов. Преимущества системы уже оценили грузоотправители. Клиенты отмечают, что внедрение АСУ предоставило им возможность, не выходя из дома, только имея доступ к Интернету, получать услуги по перевозке грузов. При этом переход на электронное обслуживание позволил сократить процесс планирования перевозки с 11 часов до 5 минут во внутриреспубликанском сообщении, с 35 часов до 1 часа – в экспортном сообщении.

В программу "Цифровой Казахстан" входит и внедрение АСУ "Магистраль". Это позволит проводить цифровую диагностику всей магистральной сети за 15 дней вместо 180, то есть в 12 раз увеличит цикл осмотра путей. В рамках развития железнодорожной инфраструктуры компания ставит задачу перейти к обслуживанию по фактическому состоянию и покомпонентному ремонту инфраструктуры уже в этом году.

В 2018–2020 годах планируется внедрить Центр управления движением поездов для контроля поездной ситуации на участках в режиме онлайн.

В настоящее время внедряются терминально-складская система и центр обработки данных Nomad, что систематизирует бизнес-процессы от организации перевозки до терминально-складских операций. При этом система интегрирована со службами таможенного контроля и системами E-gov. Также данная система внедрена и тиражируется в пилотном режиме в порту Курык, а в перспективе заработает на всех транспортно-логистических активах компании.

Цифровизация процессов транспортировки и их интеграция с таможенными и другими службами обеспечивает упрощение и значительное сокращение времени прохождения границ, что в целом повышает привлекательность перевозок через Казахстан.

В настоящее время совместно с компанией General Electric реализуется проект по внедрению системы Trip Optimizer. Это поможет сократить эксплуатационные расходы, уровень вредных выбросов, увеличит скорость доставки грузов.

На сегодняшний день проведена оцифровка участка железнодорожного пути Алматы – Актогай – Алматы. И в рамках первого этапа планируется установка системы на 5 грузовых локомотивах серии ТЭ33А.

Кроме того, в целях организации движения по энергоэффективному графику и эффективному планированию перевозочного процесса мы внедряем систему разработки прогнозных графиков движения поездов, которая позволит повысить точность планирования и сократить ручной труд.

Также планируется использование блокчейн-технологий при декларировании временного ввоза транспортных средств международной перевозки. Открытая публикация данных из деклараций позволит улучшить контроль за сроком временного ввоза транспортных средств и сократить издержки декларантов и перевозчиков в части штрафных санкций за несоблюдение срока временного ввоза и простоев за счет полной, актуальной и доступной информации о сроках временного ввоза.

Параллельно КТЖ ведет работу по цифровизации процессов в мультимодальных перевозках, которая в первую очередь направлена на решение задачи роста транзитных контейнерных перевозок. Так, к примеру, автоматизация процессов СЭЗ "Хоргос – Восточные ворота" позволила сократить прохождение транспорта через КПП с 10 минут до 30 секунд, затраты участников при регистрации с 2 тыс. евро до 200 евро.

Для снижения времени обработки заказов и выбора оптимального логистического маршрута внедряется интегрированная платформа управления мультимодальными перевозками по принципу единого окна.

– Предполагаются ли какие-либо изменения в ближайшем будущем в структуре предприятий КТЖ? Собираетесь ли вы реализовать активы, принадлежащие компании?

– Целевая структура группы компаний КТЖ формируется с учетом постановления правительства Республики Казахстан "О некоторых вопросах приватизации на 2016–2020 годы". Согласно постановлению пакеты акций или доли участия 46 организаций компании подлежат передаче в конкурентную среду, а также предусматривается вывод КТЖ на IPO.

Компания практически завершила реализацию программы приватизации.

В соответствии со стратегией развития КТЖ до 2028 года целевая структура портфеля компании после завершения приватизации будет включать только профильные и профильно-вспомогательные активы, связанные с перевозкой и транспортно-логистической деятельностью. Активы, находящиеся в доверительном управлении, будут переданы государству, за исключением аэропорта Астаны. В результате количество компаний сократится с 84 в 2018 году до 38 в 2020 году.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок 152006.10.2018