11-10-18 / 2018
Новости отрасли
Условие о реинвестировании прибыли РЖД прописано в плане развития инфраструктуры

Правительство РФ прописало в утвержденном в четверг комплексном плане модернизации развития магистральной инфраструктуры до 2024 года условие о том, что мероприятия ОАО "Российские железные дороги" реализуются с сохранением права компании распоряжаться чистой прибылью, полученной в этот период, без выплаты дивидендов по обыкновенные акции.

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНАЯ ДИСКУССИЯ

Дискуссия по этому вопросу продолжается уже более полугода. РЖД просили в перспективе оставлять всю чистую прибыль компании (за исключением выплат на "префы") в ее распоряжении для реинвестирования в текущие проекты. В частности, именно такой принцип монополия заложила в свою долгосрочную программу развития на период до 2025 г. "Мы вышли с предложением, что не будем просить государственной поддержки за исключением тех проектов, которые уже были обозначены. Но при этом мы прибыль сохраняем в распоряжении холдинга РЖД", - говорил в этой связи первый замглавы компании Вадим Михайлов.

"Если 7-летняя программа принимается, и считается, что такие проекты нужно делать, идет вопрос источников финансирования. Государство может изъять все дивиденды, но в этом случае встает вопрос: если проекты стоят в инвестиционной программе и их надо реализовывать, то тогда должно быть какие-то обратное движение с точки зрения поддержки государством этих проектов", - добавлял он, отмечая, что монополия "исполнит любые решения акционеров". Тему неоднократно затрагивал и генеральный директор "Российских железных дорог" Олег Белозеров, в очередной раз - на президентской комиссии по ТЭК в августе.

Сейчас правительством установлен специальный порядок выплаты, где содержится требование о выплате в качестве дивидендов 50% от прибыли по РСБУ. По итогам 2017 г. кабинет министров утвердил дивиденды РЖД в размере 8,755 млрд руб. на обыкновенные и 5 млн руб. - на привилегированные акции. В распоряжении монополии оставлено 7,87 млрд руб. от чистой прибыли по РСБУ - они будут направлены на развитие Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей (в 2017 г. составила около 17,5 млрд руб.).

При этом в июне бывший замглавы министерства транспорта РФ Алан Лушников говорил, что его ведомство предложило оставить "Российским железным дорогам" 13,6 млрд руб. из чистой прибыли по РСБУ за 2017 г., направив их на восполнение дефицита средств по проекту развития БАМа и Транссиба (I этап).

СОЛОМОНОВО РЕШЕНИЕ

В начале сентября источник "Интерфакса", знакомый с подсчетами министерства финансов, сообщал, что ведомство закладывает в бюджетные проектировки поступления от дивидендов "Российских железных дорог" в 2019 г. в размере 46,1 млрд руб., в 2020 г. - 64,3 млрд руб., в 2021 г. - 84,1 млрд руб. (в сумме за 3 года - примерно 194,5 млрд руб.). В проектировках Минфин исходил из идеи направления на дивиденды 50% чистой прибыли компании по МСФО.

В конце сентября А.Лушников сообщил, что "Российские железные дороги", получат право реинвестировать прибыль. "Мы ожидаем оформления решения в (протоколе - ИФ) президентской комиссии по ТЭК. При подготовке обсуждалось, что прибыль РЖД остается в распоряжении компании, чтобы инвестировать в инфраструктуру", - заявлял он. "Следствием этого стала позиция Минфина, что РЖД при капитальных вложениях больше не должны претендовать на господдержку. В связи с этим в магистральном плане заложено, что те 200 млрд руб., которые министерство (финансов - ИФ) рассчитывало направить на ускорение движения контейнеров и увеличение транзита, РЖД возьмут из собственных средств", - говорил при этом экс-чиновник.

По итогам 2016 г. "Российские железные дороги" платили 5,147 млрд руб. дивидендов (включая 5 млн руб. на "префы"), почти 80% от чистой прибыли. 5% от нее (325 млн руб.) пошли в резервный фонд компании, около 16% (102,8 млн руб.) - оставлены в распоряжении перевозчика.

"МАЙСКИЕ" ПЛАНЫ

Железнодорожная часть комплексного плана базируется на "майских" президентских поручениях. В частности, была поставлена задача к 2024 г. увеличить пропускную способность Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей в 1,5 раза, до 180 млн тонн. Для этого планируется нарастить ее до 129 пар грузовых поездов в сутки, а также электрифицировать Транссиб. Ответственным за первую часть работ назначено Федеральное агентство железнодорожного транспорта (Росжелдор) РФ, за вторую - заместитель министра энергетики РФ Вячеслав Кравченко, ПАО "Российские сети" и ПАО "ФСК ЕЭС".

Вторая "президентская" задача - сократить время железнодорожной перевозки контейнеров (в частности, с Дальнего Востока до западной границы страны) до 7 дней и увеличить их транзит в 4 раза. Это предполагает реконструкцию станций, усиление электроснабжения, строительство дополнительных путей, ликвидацию кривых малого радиуса. Средняя скорость транзитного контейнеропотока должна вырасти до 1,319 тыс. км в сутки. Ответственный - Росжелдор.

Для этих же целей предполагается строить переход на Сахалин, но это будет возможно только "при дополнительном финансовом обеспечении, а также при условии подтверждения прогнозной грузовой базы и финансирования из внебюджетных источников", говорится в документе.

Также в числе задач - увеличение пропускной способности ж/д подходов к морским портам Азово-Черноморского бассейна. Здесь провозная способность участков должна быть увеличена до 125,1 млн тонн. Помимо Федерального агентства железнодорожного транспорта курировать проект будет ФКУ "Дирекция государственного заказчика по реализации федеральной целевой программы "Модернизация транспортной системы России".

СМЕЖНЫЕ ЗАДАЧИ В ОТРАСЛИ

На теме реинвестирования прибыли РЖД завязан и федеральный проект по развитию высокоскоростного железнодорожного сообщения, который призван заложить основу для таких перевозок между крупными городами. До 2024 г. намечено реализовать первый этап программы по созданию ВСМ Москва-Казань - на участке Железнодорожный (Подмосковье) - Гороховец (Владимирская обл.). По нему будет организовано движение составов от Москвы до Нижнего Новгорода.

"При дополнительном финансовом обеспечении" планируется строительство высокоскоростной магистрали до Казани. При этом отмечается, что проект реализуются "с сохранением права РЖД распоряжаться чистой прибылью, полученной в период реализации плана, без выплаты дивидендов по обыкновенным акциям".

Отдельно выделена задача по формированию узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров (ТЛЦ). Это делается для обслуживания грузопотоков по коридорам "Восток-Запад" и "Север-Юг". В целом планируется ввести в эксплуатацию ТЛЦ мощностью не менее 51,6 млн тонн. Работы должны быть синхронизированы с планами различных ведомств и организаций, в том числе с программами по развитию оптово-распределительных центров Минсельхоза, производственно-логистических комплексов Минобороны, логистических центров ФГУП "Почта России", ТЛЦ "Российских железных дорог".

Ряд проектов заложен в программе по развитию "коммуникаций между центрами экономического роста". В частности, запланирована электрификация направления Ожерелье - Узловая - Елец со специализацией его под пассажирское движение, что позволит сэкономить топливно-энергетические ресурсы и сократить стоимость технического обслуживания локомотивов. В Крыму допускается строительство вторых путей на участке Багерово-Владиславовка-Джанкой (от Крымского моста) и электрификация направления на Феодосию с реконструкцией существующего однопутного участка (проект "подлежит уточнению").

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс11.10.2018