19-05-16 / 2016
Новости отрасли
Ускорить развитие Восточного полигона поможет поддержка регионов

Александр Парщиков, заместитель начальника Восточно-Сибирской дороги по работе с органами власти. Прогнозы долгосрочного социально-экономического развития России предполагают устойчивый рост, что отразится на развитии грузовой работы. В частности, на Восточно-Сибирской прирост объемов грузопотока оценивается в 21% в 2020 году и в 33% в 2025-м к уровню 2014-го.

Сейчас перевозимые объемы уже создают определенные затруднения. Близка к предельной пропускная способность на участках Тулун – Нижнеудинск, Зима – Черемхово, Иркутск – Слюдянка, Лена – Северобайкальск, Икабъекан – Хани, Таксимо – Новая Чара. Сдерживают рост сложный план и профиль участка Большой Луг – Слюдянка, система внешнего электроснабжения на участке Лена – Таксимо, не обеспечивающая передачу требуемой мощности. Строительство новой линии Кызыл – Курагино и дальнейшее развитие участка Междуреченск – Тайшет обостряют и без того сложную эксплуатационную работу станции Тайшет.

На перспективу необходимо учитывать и развитие производительных сил региона. Ряд крупных компаний планирует увеличение объемов погрузки. Так, "Востсибуголь" планирует увеличить погрузку угля на 7,3 млн тонн в год. Предполагаемый запуск Тайшетского алюминиевого завода и целлюлозного завода в Братске дадут прибавку еще на 4 млн тонн. Около 2 млн тонн даст Тайшетская анодная фабрика. Кроме этого, реализуется ряд крупных проектов в районах БАМа. В частности, начато освоение Апсатского месторождения каменного угля с объемом отгрузки 6,9 млн тонн. Подготовлен проект строительства линии протяженностью 176 км от разъезда Икабьекан до Тарынахского ГОКа с объемом погрузки 9,5 млн тонн. Основное направление растущих перевозок – порты Ванино и Совгавань.

Для освоения перспективных объемов развернута работа по усилению инфраструктуры. В 2015-м провели максимальный за последнее время объем ремонтно-путевых работ – 465 км, а также капитальный ремонт и модернизацию контактной сети, линий связи и устройств СЦБ на участках протяженностью 211 км. Особого внимания потребовали проекты модернизации инфраструктуры БАМа и Транссиба.

Реализация первого этапа развития инфраструктуры Восточного полигона даст значительное увеличение пропускной способности как по БАМу, так и по Транссибу. Однако с учетом роста объемов перевозок пропускная способность этих магистралей к 2020 году будет фактически исчерпана. По прогнозным данным, к 2025-му прирост грузовых поездов на дорогу по станции Тайшет составит 11–12 пар в сутки. Для освоения таких объемов выбран вариант развития Восточного полигона, предусматривающий основное направление по загрузке – БАМ. В этом случае предполагается преимущественное развитие северного хода ВСЖД. Для реализации перспективных размеров движения необходимо, например, построить вторые пути на 17 перегонах участка Тайшет – Хани, реконструировать станцию Хребтовая, разъезд Казанкан с восстановлением путей. Однако необходимо понимать, что значительное увеличение размеров движения по БАМу невозможно без усиления системы внешнего электроснабжения. Существующая схема относится к категории вынужденных и не соответствует проектной. Требуются строительство ЛЭП 500 кВ "Усть-Кут – Нижнеангарск" с продолжением до станции Новая Чара и создание дополнительных генерирующих мощностей за счет строительства Мокской ГЭС.

Большой объем работ предполагается и на участке Тайшет – Петровский Завод. Предстоит завершить модернизацию станции Тайшет с реконструкцией нечетных парков прибытия и отправления, транзитного парка, строительством двухпутного подхода с КрЖД, восстановить и уложить 13 диспетчерских съездов на семи станциях. В планах и усиление устройств электроснабжения в целях сокращения межпоездного интервала на участке Тайшет – Зима.

Важно не опоздать с реализацией планов. Столь масштабные мероприятия будут также способствовать социально-экономическому развитию регионов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.05.2016