02-06-15 / 2015
Новости отрасли
Уровень предоставляемых железнодорожным транспортом услуг имеет задел для роста

В первом квартале 2015 года грузоотправители в целом весьма высоко оценили качество услуг на рынке железнодорожных перевозок. Обобщённый Индекс качества составил 69 баллов, то есть он находится в верхней части зоны хороших отметок. Другими словами, общую оценку грузоотправителями качества услуг можно интерпретировать как «четыре с плюсом». 

В то же время помесячный анализ динамики обобщённого Индекса качества показывает, что в январе – марте текущего года сложилась тенденция его снижения, в то время как в 2012–2014 годах первый квартал всегда был периодом формирования тенденции роста показателя. Это особенно обращает на себя внимание с учётом сокращения объёма грузовых перевозок с начала этого года. В условиях сужающегося транспортного рынка обостряется конкуренция между железнодорожными, автомобильными и иными компаниями. И в свете этого особенно важным становится повышение конкурентоспособности железнодорожного транспорта. 

При этом в данный момент чётко выделяются два показателя-«аутсайдера»: «стоимость услуг» и «развитие инфраструктуры». В марте отметки по данным критериям были заметно скромнее, чем все остальные. Они существенно, на шесть баллов каждый, снижены по сравнению с январём текущего года, в то время как обобщённый Индекс качества за этот период уменьшился только на два балла. Оценки по критериям-«аутсайдерам» к концу первого квартала находились на более низком уровне, чем в марте 2013 и 2014 годов, в то время как Индекс качества был выше, чем в эти периоды. 

В то же время, анализируя динамику отметок по критерию «стоимость услуг», можно говорить о том, что индексация, проведённая после замораживания тарифов, привела не к возврату оценки стоимости на прежний, 2013 года уровень, а к её итоговому снижению. Можно сделать вывод, что с точки зрения восприятия клиентами, вероятно, предпочтительна регулярная, но более плавная индексация тарифов. 

При этом в условиях одновременно низкого уровня показателей «стоимость услуг» и «развитие инфраструктуры» железнодорожный транспорт попадает в своеобразные «ножницы». С одной стороны, для решения инфраструктурных проблем нужны дополнительные доходные поступления. С другой – крайне болезненная, как видно из результатов анкетирования и интервьюирования последних месяцев, реакция грузоотправителей на проведённую в текущем году индексацию тарифов осложняет повышение доходности грузовых перевозок, а значит, формирование дополнительных финансовых источников для инфраструктурного развития. 

В качестве важного позитивного результата следует отметить высокий уровень ключевого показателя «полнота удовлетворения спроса». Оценка по этому критерию после снижения в феврале-марте вернулась в зону «отличных» значений. Представляется, что именно на основе более полного удовлетворения спроса на грузовые перевозки и его стимулирования за счёт повышения конкурентоспособности железнодорожного транспорта следует снимать противоречие между дефицитом средств для развития инфраструктуры и ограничениями по цене спроса на услуги железнодорожного транспорта. 

Обнадёживающими являются и появившиеся в комментариях грузоотправителей высказывания о большей конкурентоспособности железнодорожного транспорта по сравнению с автомобильным, а также их реальных шагах по перераспределению перевозок в пользу железных дорог. 

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.06.2015