28-04-14 / 2014
Новости отрасли
Урок французской логистики

На фоне спада продаж автомобилей в Европе предоставление услуг по их доставке клиентам остается прибыльным. Подконтрольная РЖД французская логистическая компания GEFCO в прошлом году принесла прибыль 55 млн евро

Финансовые результаты французского логистического холдинга GEFCO (Groupages express de Franche Comte) - бывшей стопроцентной "дочки" автоконцерна PSA Peugeot Citroen - за прошлый год можно считать удовлетворительными на фоне продолжающегося спада в европейском автопроме.

Своему крупнейшему акционеру, которым с конца 2012 года являются РЖД, GEFCO принесла в 2013 году чистую прибыль в размере 55 млн евро, что на 28% выше 2012-го. Годовой товарооборот логистического холдинга вырос на 11% и достиг рекордного за всю его 65-летнюю историю показателя - почти 4 млрд евро.

Позитивным результатом можно считать и значительное сокращение дебиторской задолженности GEFCO. На момент сделки по продаже 75% GEFCO РЖД задолженность французской компании составляла 325 млн евро, а основным дебитором выступала PSA Peugeot Citroen, которая остается владельцем 25% акций логистической компании. Задолженность автоконцерну была обусловлена особенностями расчетов между компаниями. После смены основного владельца и заключения пятилетнего контракта с PSA на новых условиях общая задолженность GEFCO сократилась до 101 млн евро. Об этом сообщил директор по стратегии и финансам GEFCO Филипп Коссэ. "Несмотря на трудности, связанные с общим состоянием европейской экономики, результаты работы в 2013 году оцениваются как удовлетворительные и в полной мере соответствуют нашим ожиданиям", - заявляет председатель совета директоров GEFCO Люк Надаль.

Именно экономические трудности, о которых говорит г-н Надаль, вынудили PSA Peugeot Citroen продать 75% GEFCO за 800 млн евро.

Сейчас GEFCO по-прежнему выступает эксклюзивным логистическим оператором PSA Peugeot Citroen в мире: в общем объеме оборота компании в 2013 году на PSA пришлось около половины.

Однако финансовые результаты за прошлый год у этого крупнейшего клиента не столь оптимистичны. Убытки PSA Peugeot Citroen в 2013 году составили 2,32 млрд евро, а годом ранее убыток превысил 5 млрд евро. Такие результаты обусловлены спадом продаж автомобилей в Европе - этот рынок обеспечивает PSA до 60% выручки.

Совокупные продажи Peugeot Citroen сокращаются три года подряд и в прошлом году упали до 2,8 млн автомобилей (на 4,9% ниже уровня 2012 года). Из них на быстрорастущем китайском рынке (за 2013 год его объем увеличился на 26%, тогда как в Европе спад составил 7%) PSA реализовала лишь 550 тыс. своих машин.

Будущее концерна PSA Peugeot Citroen связано с решением об увеличении к 2020 году продаж в Китае до 1,5 млн автомобилей и привлечением 3 млрд евро в капитал холдинга в равных долях от правительства Франции и китайского автоконцерна Dongfeng Motor Group. Несмотря на реализуемую программу по выходу из кризиса, стать рентабельным PSA рассчитывает не раньше 2016 года.

Поскольку у основного клиента GEFCO дела идут не лучшим образом, компания активно диверсифицирует свой портфель. Так, с прошлого года вторым крупным клиентом GEFCO стал американский автоконцерн General Motors (GM). Подписанный в 2013 году контракт между GM и GEFCO сроком на семь лет предусматривает предоставление услуг "интегрированного логистического аутсорсинга" (4PL) и транспортировку более 1 млн автомобилей в год. Как сообщают в GEFCO, интеграционные издержки, связанные с запуском услуг 4PL для американского автогиганта, составили в 2013 году 24 млн евро.

В целом на автомобили сейчас приходится 71% объемов заказов GEFCO, а на неавтомобильный сектор (товары повседневного спроса, электробытовая техника и проч.) - 29%. Помимо PSA и GM клиентами GEFCO в автомобильном сегменте выступают Ford, BMW, Volkswagen, Toyota и такие поставщики комплектующих, как Delta, Magna и др.

Свои успехи в 2013 году в GEFCO связывают с активным ростом присутствия на рынках Центральной и Западной Европы, а также Южной Америки. Тем не менее с текущего года компания намерена сконцентрироваться на развитии в странах Азии и СНГ. Как сообщил Филипп Коссэ, GEFCO заинтересована в приобретении компаний среднего размера, в частности в Индии и Китае, которые предоставляют услуги складского хранения и морских перевозок.

По планам GEFCO, ее совокупный оборот по всему миру достигнет в 2014 году 4,5 млрд евро (рост на 12%). В странах СНГ оборот компании вырастет на 50-100 млн евро, говорит Филипп Коссэ. Уже в прошлом году сумма заключенных контрактов на рынке СНГ составила около 40 млн евро. Одним из таких контрактов является, например, доставка в Россию поездов Talgo (Испания) для высокоскоростных проектов РЖД.

До 2020 года оборот GEFCO, по планам компании, должен приблизиться к 8 млрд евро; драйвером роста будет экспансия в Китай, Индию и Латинскую Америку. При этом доля PSA в обороте GEFCO сократится почти вдвое, а также будет значительно расширен портфель промышленных клиентов и клиентов 4PL.

Опрошенные нами российские эксперты в сфере логистики подтверждают перспективность работы в странах Азии. Директор по маркетингу логистической компании "Молком" Полина Винокурова отмечает, что Китай, страны Юго-Восточной Азии и Индия давно являются производственной базой для большинства европейских, американских и российских производителей. "Объем импорта из вышеперечисленных стран будет только расти, что будет способствовать росту спроса на услуги таможенного оформления, ответственного хранения и доставки применительно к этим регионам", - уверена эксперт.

Управляющий партнер 3PL-провайдера LogLab Михаил Малахов напоминает, что совместный товарооборот России и Китая в прошлом году составил около 87 млрд долларов, что более чем втрое превышает товарооборот с Европой (порядка 27 млрд долларов), добавляя, что "в ближайшие годы можно прогнозировать его рост еще на 10-15 процентов".

При этом Малахов указывает на резервы роста российского рынка логистических услуг. "Россия по-прежнему остается в числе стран с одним из самых высоких уровней логистических издержек - у нас это 17 процентов против 10,2 процента в мире. Здесь скрыты огромные потенциальные возможности", - отмечает он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру28.04.2014