02-02-17 / 2017
Новости отрасли
Уралвагонзавод остался при своих

АО НПК "Уралвагонзавод" УВЗ так и не смогло найти покупателя для своей "дочки" – ООО "УВЗ-Логистик". Предложения претендентов не удовлетворяют условиям продавца. Вероятнее всего, в ближайшее время компания сообщит о повторном конкурсе с более мягкими условиями для потенциальных покупателей.

Конкурс по выбору покупателя ООО "УВЗ-Логистик" не состоялся. Заместитель генерального директора УВЗ Алексей Жарич подтвердил, что конкурс в указанные ранее сроки не состоялся, и сообщил, что в настоящее время Уралвагонзавод продолжает вести переговоры с рядом крупных операторских компаний, в ходе которых обсуждаются условия предстоящей сделки, в том числе и ее альтернативная структура. Алексей Жарич не сообщил, по каким именно параметрам покупатели не прошли условия конкурса, не детализировал, каким образом может быть изменена структура, и не указал потенциальных покупателей. Также официальный представитель УВЗ не сообщил, по какой цене УВЗ пытался продать дочернюю операторскую компанию.

Генеральный директор УВЗ Олег Сиенко впервые сообщил о планах по продаже железнодорожного грузового актива корпорации еще в сентябре 2015 года. Подготовительные процедуры и обсуждения возможной схемы продажи начались с 2016 года, до конца которого УВЗ рассчитывал продать дочернюю компанию. Однако сделка не состоялась, за прошедший год УВЗ смог отобрать пул участников конкурса. Алексей Жарич сообщал, что интерес к активу проявили практически все крупные игроки операторского рынка, а шесть из них вошли в следующий этап конкурса. Также в конце 2016 года Алексей Жарич сообщал, что покупатель будет выбран в начале 2017 года, конкурс продлен до 17 января, на 19 января назначен совет директоров УВЗ. Однако в указанный срок заседание по вопросу о продаже актива не состоялось. Актив не был продан, так как, по словам заместителя генерального директора УВЗ, не нашлось претендента, который бы удовлетворял условиям продавца. На портале раскрытия корпоративной информации Интерфакса указано, что на 7 февраля 2017 года назначено заседание совета директоров УВЗ, в повестке обозначены два пункта, которые могут иметь отношение к продаже УВЗЛ: "О совершенствовании механизма реализации имущества" и "Об одобрении сделки с заинтересованностью". Не исключено, что по итогам заседания управляющего органа появится ясность по структуре предстоящей сделки и условиям, которые будут более комфортными для покупателя.

Руководитель транспортного аналитического агентства Ifranews Алексей Безбородов считает, что сделка не состоялась из-за слишком высокой цены на проблемный актив. "За ту сумму, которая обсуждалась в публичном пространстве, ООО "УВЗ-Логистик" не может быть продано. В настоящее время УВЗ находится в своеобразном тупике. Операторская компания так и не смогла стать эффективным бизнесом".

Сейчас парк грузовых вагонов УВЗЛ насчитывает более 38 тыс. единиц постройки 2009–2014 годов, среди которых более 29 тыс. полувагонов и порядка 9 тыс. цистерн. Значительная часть парка приобретена по лизинговым договорам со "Сбербанк Лизинг" и "Газпромбанк Лизинг".

Об эффективности УВЗЛ судить сложно, компания не является публичной и финансовые результаты не раскрывает. По данным "СПАРК-Интерфакс" на конец 2014 года, долг по кредитам и займам ООО "УВЗ-Логистик" составлял 42 млрд руб. Также не ясно, сколько УВЗЛ должно лизинговым компаниям. Известно, что компания заключила договор о лизинге на 7500 полувагонов на сумму 30 млрд руб. со "Сбербанк Лизинг". Тот факт, что именно "Сбербанк Лизинг" собирал заявки на покупку "УВЗ-Логистик" летом прошлого года, свидетельствует о том, что именно структуры Сбербанка являются основными лизингодателями УВЗЛ. В "Сбербанк Лизинг" отказались комментировать ситуацию с несостоявшейся сделкой и предоставлять подробности об отношениях с УВЗЛ.

Справедливая цена на "УВЗ-Логистик" обсуждалась в публичном пространстве. Сумма колебалась от 50 до 60 млрд руб. до вычета долгов. Генеральный директор "Infoline-аналитика" Михаил Бурмистров, в частности, указывал, что с учетом того, что до декабря 2018 года "УВЗ-Логистик" сдало 5000 цистерн в аренду дочерней компании "Роснефти" – "РН-транс", стоимость бизнеса "УВЗ-Логистик" составляет порядка 55 млрд руб.

Среди потенциальных покупателей назывались АО "ФГК", Евразийский трубный консорциум, "Нефтетранссервис", СУЭК, АО "ПГК", Globaltrans. В конце 2016 года стало известно, что новый игрок на операторском рынке – Первая тяжеловесная компания бизнесмена Сергея Генералова – участвовать в конкурсе на покупку актива УВЗ не будет.

Глава УВЗ Олег Сиенко заявлял, что УВЗЛ планируется продать за сумму не меньшую, чем долг перед корпорацией УВЗ, – порядка 25 млрд руб. Однако в СМИ сообщалось, что УВЗ оценивает актив в 85 млрд руб., из которых 25 млрд – долг перед Уралвагонзаводом и еще 60 млрд – перед лизинговыми компаниями.

Алексей Безбородов предположил, что следующий конкурс также может не состояться из-за высокой цены, и не исключил возможности продажи УВЗЛ через процедуру банкротства. "Это поможет УВЗ избавиться от долгов собственной операторской компании и продать токсичный актив", – предположил аналитик. Не исключено, что данный сценарий будет обкатан на одном из непрофильных активов "УВЗ-Логистик" – шахте Заречная (контролируется совместно с Газпромбанком), состояние которого в настоящее время оценивается как предбанкротное.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок02.02.2017