19-05-16 / 2016
Новости отрасли
«Ураган» миновал

Вице-премьер Аркадий Дворкович не поддержал план консолидации парка грузовых вагонов "Ураган". Дворкович, ФАС и грузоотправители считают, что укрупнение должно происходить рыночным путем

 Рентабельность железнодорожных перевозок в последние три года снижалась – по данным "Infoline-аналитики", дно было достигнуто в середине 2015 г. (арендовать полувагон можно было за 400–450 руб. в сутки). Теперь начался рост, но небыстрый (см. врез). Чтобы подтолкнуть его, Государственная транспортно-лизинговая компания (ГТЛК) разработала план консолидации самого популярного подвижного состава – полувагонов, чтобы с помощью искусственного дефицита повысить ставки. План получил название "Ураган".

 Но, как выяснили "Ведомости", идея консолидации парка не нашла поддержки в правительстве. В первый раз доработать экономику консолидации и просчитать риски куратор транспортной отрасли вице-премьер Аркадий Дворкович поручил в феврале. На 16 апреля ему был представлен доработанный план, рассказывает источник, близкий к одному из участников. Но вице-премьер не поддержал и его, знают три источника "Ведомостей", близкие к разным участникам совещания. Один из собеседников рассказывает:

Дворкович высказался против участия государства в консолидации – она должна происходить исключительно рыночными способами. Представитель Дворковича подтвердила, что совещание состоялось, его итоги она комментировать не стала. Представитель РЖД отказался от комментариев.

 Идея ГТЛК заключалась в том, что она сама или "ВЭБ лизинг" собирают 200 000 полувагонов – либо путем перенайма парка, находящегося в лизинге у малых и средних операторов, либо выкупив вагоны у их собственников. Деньги ГТЛК рассчитывала либо занять у банков, либо получить через докапитализацию на 30 млрд. руб. Собрав такой парк, ГТЛК или "ВЭБ лизинг" должны были передать вагоны в сублизинг консолидированному оператору – структуре бизнесмена Александра Карманова. Его Трубная грузовая компания сейчас управляет 14 170 вагонами, из которых 8974 – полувагоны (данные "Infoline-аналитики"). Напрямую объединенный оператор управлял бы не менее чем 50 000 вагонов, еще около 150 000 передал бы в управление ПГК, ФГК и другим операторам. Их агентское вознаграждение составит 1% от оборота, а коммерческая политика останется независимой. Около 20 000 полувагонов предлагалось в первый год не использовать, чтобы повысить рыночные арендные ставки. В результате цена аренды вагона должна вырасти в первый год программы до 875 руб. в сутки за вагон, во второй – до 1068 руб., в 10-й – до 1694 руб. Повышение ставки позволит оператору начать выплачивать долги лизинговым компаниям, которые сейчас получают частичные платежи по лизингу или не получают их вовсе из-за тяжелого финансового положения операторов (крупнейшие из них – ПГК и ФГК понесли убытки за 2015 г.: 23 млрд. руб. и около 8 млрд. руб. соответственно). Представитель ГТЛК от комментариев отказался. Получить комментарии Карманова в среду вечером не удалось.

 Но грузоотправители и ФАС против. Плата за вагон в итоговой цене перевозки составляет 13–14%, если вагон повышенной грузоподъемности – 20%, говорит топ-менеджер компании-грузоотправителя. "Антимонопольная служба считает недопустимым повышение цен на вагонную составляющую", – отмечает заместитель руководителя ФАС Александр Редько. Он уточняет, что ведомство определит методику расчета этой части тарифа и будет проводить регулярный мониторинг. Редько подчеркивает: план "Ураган" не был согласован со службой, поэтому его дальнейшая реализация в нынешнем виде невозможна.

"Нас настораживает, что уже сейчас у трех крупнейших игроков более 50% рынка полувагонов", – отмечает чиновник.

 Проблемы, которые планируется решить с помощью "Урагана", в частности финансовые трудности операторов, можно решить перекредитованием, продажей парка, финансовой поддержкой государства, следует из протокола заседания совета потребителей РЖД (объединяет крупнейших грузоотправителей) от 22 апреля (копия есть у "Ведомостей"). Консолидация рынка оперирования должна происходить рыночным путем, говорится в документе. Консолидация сейчас осуществляется путем аренды парка вагонов. Так, например, "Нефтетранссервис" привлек полувагоны "Трансгаранта", ФГК арендовала на три года вагоны "УВЗ-логистики", говорит гендиректор "Infoline-аналитики" Михаил Бурмистров.

 Ставка вырастет В 2015 г. было списано около 104 000 вагонов, за четыре месяца этого года – еще 44 000, до конца года будет еще около 100 000, приводит статистику Бурмистров. Таким образом, тенденции к росту аренды вагонов есть, но рост будет ограничен покупательной способностью грузоотправителей и экономической конъюнктурой. При этом минимальный лизинговый платеж – около 700 руб. в сутки, 300 руб. в сутки стоит текущий и капитальный ремонт.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Ведомости19.05.2016