17-05-17 / 2017
Новости отрасли
Ураган дал стране угля

Таможенная служба Китая опубликовала данные, согласно которым в первом квартале 2017 года страна увеличила импорт каменного угля из России на 42,3 по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. И в ближайшие два года эта тенденция сохранится. Российские угольные предприятия уверены, что они смогут удовлетворить растущий спрос. Конкурировать им предстоит с поставщиками из Индонезии и Австралии, которые пытаются восстановить свои позиции на рынке.

Аналитики прогнозируют рост экспортных поставок топлива. За январь – апрель 2017 года Китай увеличил импорт каменного угля на 27,3%, до 45,7 млн тонн. При этом объемы поставок груза из России выросли на 42,3%, составив 5,89 млн тонн. Это рекордный показатель для РФ. Доля российского угля на рынке в Китае увеличилась почти до 15%. Доход от них также вырос более чем в 2,5 раза ($528,69 млн) из-за возросшей стоимости угля до $89,7 (+$41).

Рост спроса на уголь обеспечивает увеличение грузовой базы РЖД. Согласно данным компании, за январь – апрель 2017 года погрузка каменного угля составила 119,9 млн тонн, что на 9,2% больше показателей за аналогичный период 2016 года, а кокса – 3,7 млн тонн (+3,5%). Причем увеличение происходит за счет роста экспортных перевозок – почти на 20%.

Китай – не единственная страна, куда растут поставки российского угля. Импорт вырос в Турцию (в 4 раза), Великобританию (+20%), Польшу (в 2,4 раза) и Индию (почти в 3 раза). Также выросла отправка угля в адрес кипрских компаний (+30%), хотя в данном случае наблюдается реэкспортный грузопоток в страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) и на Украину, говорит главный аналитик ПАО "НПК "Объединенная вагонная компания" (ОВК) Лейсана Коробейникова.

Основными конкурентами России в поставках угля на китайский рынок являются Индонезия и Австралия, которая остается мировым лидером по экспорту топлива. Однако российский уголь пользуется спросом за счет оптимального соотношения качества и низкой цены, которую производители могут предложить рынку благодаря слабому рублю.

Рост спроса на топливо из России связан также с последствиями тропического циклона "Дебби" в угольном регионе Австралии. В конце марта 2017 года горнодобывающие компании BHP Billiton и Glencore приостановили добычу угля на шахтах из-за повреждения железной дороги и невозможности вывоза части продукции из штата Квинсленд, обеспечивающего половину мировых поставок, в порт Мельбурна.

"Объем недопоставки оценивается на уровне 13 млн тонн, – говорит аналитик ОВК. – Последствия циклона побудили таких крупных покупателей, как Китай и Япония, начать поиск новых поставщиков".

Россия могла бы нарастить объемы отправок угля и получить выгоду от сокращения австралийских поставок, обращает внимание Лейсана Коробейникова, однако пропускная способность портов Дальнего Востока пока не позволяет отечественным угольщикам быстро нарастить экспорт.

Дело в том, что Китай принимает почти весь импортный уголь в свои морские порты. Исключения есть: например, уголь из Монголии идет по железной дороге. Но "сухая" логистика китайским потребителям неудобна. Мощности российского порта Восточный сейчас составляют 23,5 млн тонн, с введением третьей очереди угольного терминала в 2019 году они вырастут до 39 млн тонн в год.

Некоторые аналитики уверены, что стремительный рост цен на уголь сменится падением до прежнего уровня, как только железные дороги в Австралии отремонтируют и транспортировка угля возобновится. Эту проблему Австралия намерена устранить быстро в течение полугода. Однако проблемы на австралийской дороге – не единственная причина увеличения спроса на российский уголь. По словам аналитика IFC Markets Дмитрия Лукашова, во второй половине февраля Китай полностью отказался от закупок угля в КНДР. Решение стало ответом на очередное испытание ядерного оружия в Северной Корее. В 2016 году Китай получил от Северной Кореи 22,5 млн тонн угля.

Генеральный директор УК "Мечел-Майнинг" Павел Штарк заметил, что власти Китая активно реализуют программу снижения собственной добычи угля. В 2016 году там закрыли 290 из 500 млн тонн низкорентабельных мощностей. В 2017 году планируется вывести из оборота еще не менее 150 млн тонн. Закрываются в основном шахты с небольшой годовой добычей.

"Снижение объемов добычи внутри Китая и наращивание импорта должно поддержать ценовую конъюнктуру, – уверен руководитель УК "Мечел-Майнинг". – Китайский рынок для компании является одним из приоритетных, и этот тренд сохранится надолго".

Если в 2016 году "Мечел" отгрузил в адрес китайских потребителей порядка 5 млн тонн угля различных марок (в 2015 году – 4,7 млн тонн), то в 2017-м компания рассчитывает увеличить поставки – примерно треть экспортных угольных потоков "Мечела" придется на Китай, 25% – на Южную Корею, около 20% – на Японию, примерно 13% – в Европу.

"Перспективными с точки зрения роста спроса на уголь являются Индия, Вьетнам, Малайзия и Индонезия. Ожидаем, что их доля в структуре экспортных продаж компании будет 5–6%", – добавил Павел Штарк.

Китайский рынок является приоритетным и для компании "Русский уголь" – в 2017 году она рассчитывает нарастить свое присутствие в стране, увеличив при этом поставки через сухопутные погранпереходы.

Растет не только спрос, но и цена на топливо. Снижение мировых цен на уголь в 2011–2015 годах стало реакцией на сокращение угольной генерации электричества. Теперь же котировки угля двигаются вслед за ценами нефти и газа.

Справиться со спросом российские предприятия смогут. В планах Министерства энергетики России увеличить в 2017 году поставки угля на экспорт на 10 млн тонн (+6% к показателям за 2016 год), до 175 млн тонн. Такой прирост станет возможен благодаря вводу в строй в феврале 2017 года Трудармейского Южного угольного разреза (Кемеровская обл.). Предполагается, что на проектную мощность предприятие выйдет уже в 2018 году (2,5 млн тонн угля в год), а в 2017-м объем добытого угля составит 1,5 млн тонн.

Также, по данным начальника сводного информационно-аналитического отдела Департамента угольной и торфяной промышленности Минэнерго России Валерия Гришина, в 2017 году в Кузбассе начнут работу сразу три новых предприятия – шахты имени Тихова в Ленинск-Кузнецком районе, шахты Увальная, а также второй лавы на шахте Бутовская. Уже в 2017 году это позволит увеличить добычу угля в регионе на 1%, до 230 млн тонн.

По мнению заместителя генерального директора "Кузбассразрезуголь" (КРУ) Ирины Ольховской, российская угольная промышленность с растущим спросом справится. "Необходимо развивать железнодорожные мощности и тяжеловесное движение, – говорит топ-менеджер КРУ. – Также приоритетными для железной дороги должны стать отгрузки в адрес специализированных портов, поскольку это увеличит оборот полувагонов".

Ранее начальник Дальневосточной железной дороги Николай Маклыгин пояснял, что к 2020 году потенциальный объем грузовых перевозок по железной дороге в направлении Дальнего Востока достигнет 320 млн тонн, включая 260 млн тонн в адрес портов и пограничных переходов. А это потребует синхронного развития провозных способностей инфраструктуры – железнодорожных узлов и портовых мощностей.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок17.05.2017