19-11-15 / 2015
Новости отрасли
Управляющая компания улучшит использование вагонов

Сергей Елисеев, профессор кафедры "Эксплуатация железных дорог" РОАТ МИИТ, д.т.н.. По мере замещения старого подвижного состава новыми частными вагонами централизованная система управления вагонопотоками на сети дорог была заменена автономными технологиями транспортных компаний по управлению собственным парком.

Они основаны на проведении маркетинга по привлечению клиентов и подвязке вагонов к заявкам на перевозку грузов. Учитывая, что сейчас доставкой продукции по железной дороге занимаются более 2,5 тыс. различных фирм, в том числе имеющих в своем парке всего лишь по нескольку вагонов, маневренность транспортной инфраструктуры отрасли значительно снизилась.

Подвижной состав зачастую используется неэффективно и непроизводительно, встречные перевозки однородных грузов стали вполне нормальным явлением, а транспортная составляющая в конечной стоимости продукции некоторых товаров доходит до 70%. Не случайно транспортные компании ищут пути выхода из сложившейся ситуации, создавая саморегулируемые организации, которые могли бы управлять вагонами на разумной централизованной основе. Однако эти организации имеют лишь декларативный статус, поскольку у них нет реальных механизмов управления процессами перевозок грузов, а также столь мощного информационного ресурса, как у ОАО "РЖД".

Считаю, что отрасли нужна новая система управления вагонным парком, которая включала бы достоинства прежней централизованной системы управления вагонопотоками и использовала присутствие на рынке частных собственников вагонов, заинтересованных в эффективном их использовании при минимальных издержках и извлечении максимальной прибыли.

Такой организационной структурой могла бы стать управляющая компания, которой владельцы передали бы свой подвижной состав в доверительное управление на основе фьючерсных контрактов. Действуя на принципах самоокупаемости, данная компания будет заинтересована в эффективном управлении грузовыми вагонами, ускорении их оборота, повышении грузоподъемности, оптимизации и рационализации перевозочного процесса. Кроме того, она должна будет снижать себестоимость транспортировки и переработки грузов, чтобы извлекать максимальную прибыль от доставки продукции.

Возрастет и качество оказания транспортных услуг клиентам. Для этого важно, чтобы управляющая компания имела прямой доступ к информационному ресурсу, сконцентрированному в ГВЦ ОАО "РЖД", ИВЦ дорог, а также смежных видов транспорта. Алгоритм ее технологического взаимодействия с ОАО "РЖД" и другими причастными структурами должен быть четко расписан и регламентирован юридическими документами.

Она должна иметь статус открытого акционерного общества и учреждаться самими транспортными компаниями, перевозчиками и экспедиторами, которые и станут ее основными акционерами. При таком подходе новая структура будет изначально стратегически создана для эффективной работы в интересах своих акционеров, а наличие у последних ее ценных бумаг к тому же будет приносить им регулярные дивиденды.

Впоследствии, по мере развития, возможно и целесообразно проведение публичной продажи ее ценных бумаг (IPO) как открытого акционерного общества на международной фондовой бирже, что соответствует современной идеологии функционирования многих крупных транспортно-логистических систем.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок19.11.2015