27-05-20 / 2020
Новости отрасли
Упор на качество

Контейнеризация насыпных грузов мало затрагивает зерновой рынок. Однако технология контейнерной перевозки позволяет выгоднее перевозить нишевые культуры и открывает новые рынки сбыта для зерна, не доступные для специализированного подвижного состава. Как рассказал "Гудку" председатель правления Союза экспортеров зерна Эдуард Зернин, в силу особенностей технологии контейнерных перевозок они больше подходят для нишевых культур, экспорт которых осуществляется сравнительно небольшими объемами. "Например, твердой пшеницы или же зернобобовых. Кроме того, контейнерные перевозки могут быть использованы для экспортных операций с Китаем, когда требуется подтвердить происхождение товара из открытых к поставкам регионов", – отмечает Эдуард Зернин.

По его словам, в обычной перевалке зерно подрабатывается на портовом элеваторе, где высок риск смешивания с карантинным зерном. "При отгрузке контейнерами зерно загружается непосредственно в регионе происхождения, рисков дальнейшего смешивания нет, если контейнер открывается только получателем", – заключил Эдуард Зернин.

С этим мнением соглашается коммерческий директор АО "Русский дом" Никита Кананыхин. "Контейнерная технология перевозки может быть актуальна для нишевых культур, перевозимых в небольших объемах, когда не нужно грузить маршрут специализированными вагонами-зерновозами, или при отправке зерна какой-либо уникальной марки, где есть риск смешения. Однако для массовых отправок такая технология не подходит, она экономически нецелесообразна: отправка в контейнерах значительно дороже, нежели насыпью, и зачастую просто-напросто не нужна", – считает Никита Кананыхин.

"Наша компания с 2018 года применяет технологию насыпных грузов с использованием специального вкладыша в универсальном контейнере, известного как лайнер-бэг, под перевозку зерновых культур на экспорт, – рассказала "Гудку" руководитель коммерческого отдела филиала ЗАО "Евросиб СПб-ТС" в Новосибирске Алла Постникова. – С помощью этой технологии мы смогли не только увеличить долю контейнерных перевозок, но и расширили географию поставок для клиента. Если рассматривать долю по Новосибирской области, то практически половина объема зерновых в контейнере была вывезена на платформах "Евросиба". К концу 2019 года терминал компании перевез с использованием альтернативной технологии 3034 TEU (двадцатифутовый эквивалент), или 65 тыс. тонн груза".

Как рассказал "Гудку" начальник отдела стратегического маркетинга Транспортной группы FESCO Максим Шишков, совершенствование технологий погрузки насыпных грузов в контейнерах позволяет не только ускорить процесс, но и обеспечить лучшую сохранность груза, что в итоге приводит к увеличению объемов отправок и привлечению новых клиентов на перспективные направления.

"Во второй половине прошлого года, сразу после уборки урожая, мы наблюдали более чем двукратный рост объемов отправок на экспорт семян льна, подсолнечника, сои и чечевицы. В общей сложности было отправлено более 2 тыс. контейнеров. В этом году также ожидаем роста во второй половине года", – рассказал Максим Шишков.

По словам Аллы Постниковой, в России существуют специализированные контейнеры для перевозки зерна, однако они не пользуются популярностью. "Это связано с тем, что возвратное оборудование имеет другую экономику, тогда как универсальный контейнер с вкладышем покладисто встраивается в цепочки поставок: вкладыш легко утилизируется, а контейнер, не требуя возврата, продолжает путь по мультимодальной схеме. Характеристики контейнеров говорят сами за себя – "специализированный" против "универсального", – считает Алла Постникова.

Как отмечает Максим Шишков, перевозка в универсальном контейнере позволяет выходить на новые рынки сбыта – отправлять тестовые партии дорогостоящих зерновых культур на экспорт в удаленные страны или в регионы, не обеспеченные специализированным подвижным составом. "Например, по железной дороге в Якутию или морем на Камчатку", – уточнил господин Шишков.

По мнению директора по развитию ООО "Морстройтехнология" Сергея Семенова, спрос на контейнерную технологию при отправках зерна растет. "Может быть, когда-нибудь перевозка зерна в контейнерах будет составлять 10–15% от общего объема. Однако можно сказать с уверенностью, что большую нишу контейнерная технология занять не сможет", – заключил Сергей Семенов.

Как рассказала "Гудку" заместитель начальника ЦФТО по маркетингу и тарифам Ирина Ажикина, динамика погрузки зерна в контейнерах (без учета импортных и транзитных поставок) демонстрирует рост. Если в 2018 году в контейнерах было отправлено 95 тыс. тонн зерна, то в 2019-м – 136 тыс. тонн (+43,5%). Общая доля контейнерных перевозок зерна на сети РЖД в 2019 году составила 0,6% от общего объема, тогда как в 2018-м этот показатель фиксировался на уровне 0,3%.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок27.05.2020