Накануне президент страны Владимир Путин провел заседание президиума Государственного Совета, участники которого обсудили проект транспортной стратегии России. Она просчитана на период до 2030 года и включает прогноз на более отдаленный период, на более дальний горизонт – до 2035-го. Согласно документу, реализация мероприятий Стратегии осуществляется в три этапа. Первый этап реализуется с 2021 по 2024 годы, второй – с 2025 по 2030 годы, третий – с 2031 по 2035 годы.
В варианте, представленном на Совете, цели Стратегии выглядят достаточно амбициозными. Но смогут ли они реализоваться в полном объеме, учитывая дефициты региональных бюджетов, нехватку кадров и пробелы в нормативно-правовой базе и будущую углеродную нейтральность? Кроме того, нельзя не учитывать целый ряд новых рисков и вызовов, возникших во время пандемии.
"РЖД-Партнер" обозначил основные поинты документа и самые острые вопросы, стоящие перед транспортной отраслью.
О Стратегии
Ключевой принцип нынешней Стратегии – клиентоцентричность. Как поясняет министр транспорта Виталий Савельев, документ впервые структурирован не по видам транспорта, а по категориям услуг для населения и бизнеса. Во-вторых, введены механизмы Единой опорной транспортной сети (ЕОТС) и транспортно-экономического баланса (ТЭБ)
В-третьих, один из основных акцентов стратегии – ускоренная цифровизация и прорывные технологические решения - от беспилотного транспорта до низкоуглеродных решений.
Стратегия еще не принята, но участники заседания обозначили свои правки и акценты по развитию транспортной отрасли. Представляя Стратегию, президент подчеркнул, что каждый гражданин России, где бы он ни жил, должен быть обеспечен надежным, безопасным транспортным сообщением. В разных регионах – разный уровень развития транспортной инфраструктуры, "нам важно именно повсеместно выходить на высокие стандарты в этой сфере", не только строить дороги и вокзалы, порты и пристани, но и содержать действующие и вновь строящиеся, построенные уже объекты, своевременно, качественно проводить их ремонт, обеспечивать нормативное состояние региональной и муниципальной инфраструктуры.
Исходя из положений Стратегии, регионы России при поддержке федерального правительства должны подготовить свои планы развития транспортного сектора с необходимыми финансовыми, организационными и прочими ресурсами.
Базовые задачи реализации Стратегии - стимулирование использования водного и железнодорожного транспорта как более экологичных; переход на новые виды
топлива; развитие общественного транспорта в агломерациях; строительство и эксплуатация объектов инфраструктуры в соответствиями с принципами устойчивого развития; рост грузового транзита через территорию России; рост доли российских авиахабов в перевозках Европа-Азия и участие РФ в формировании правил международной торговли транспортными услугами. Целевые результаты (базовый сценарий) к 2035 году
К 2035 году предполагается, что подвижность среднего россиянина вырастет до 15,6 тыс. км на человека в год.
Транспортный риск (погибшие в ДТП на 10 тыс. автомобилей) должен снизиться в 3 раза, а выбросы вредных веществ в агломерациях – на 20%. Грузовладельца от реализации Стратегии должны получить такие эффекты как четырехкратный рост скорости мультимодальных перевозок несырьевых грузов – до 1000 км\сутки, приведение в нормативное состояние не менее 85% инфраструктуры ЕОТС при сегодняшних 62%.
100% перевозочных документов должны быть переведены в электронный вид, мощности железнодорожной инфраструктуры для экспорта вырасти до 327 млн тонн, а объемы перевалки грузов в морских портах на 438 млн тонн. Согласно базовому сценарию до 2035 года должен произойти рост грузовых и пассажирских перевозок в соответствии с транспортно-экономическим балансом.
А именно, рост погрузки на 11% с учетом перехода от сырьевой к сервисной экономике.
Контейнеры прирастут в 2,2 раза – до 11,2 млн тонн, объем контейнерных перевозок в транзитном направлении по территории страны (всеми видами транспорта) может составить до 3,7 млн ДФЭ в год, перевозки железнодорожным транспортом – на 39% - до 1 772 млн тонн, перевозки водным транспортом – в 2 раза с фактических 108 по итогам 2019 года до 222 млн тонн. Суммарный объем торговли между странами, тяготеющими к МТК "Север – Юг", в 2019 году составил более 200 тыс. ДФЭ.
На горизонте до 2035 года объем торговли вырастет до 400 тыс. ДФЭ, из которых 50 тыс. ДФЭ – товары с высокой добавленной стоимостью, которые в будущем могут доставляться транзитом через Россию. В дальнем сообщении объемы всех перевозок вырастут на 32%, городские и пригородные - на 15 пп.
Заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин при обсуждении Стратегии акцентировал внимание на необходимости сокращения сроков инвестиционно-строительного цикла: на сегодня при строительстве транспортных объектов максимальное количество согласующих процедур может достигать 600, а максимальное количество дней – 1800.
Без сокращения сроков, по словам вице-премьера, реализовать большие проекты будет крайне сложно.
Источник | Дата | Наименование материала |
---|---|---|
РЖД-Партнер | 20.10.2021 |