22-12-21 / 2021
Новости отрасли
Универсальность в динамике

Андрей Тихомиров, заведующий отделением макроэкономики и методологии прогнозирования АО "ИЭРТ" Активная контейнеризация номенклатур грузов, в частности угля, а также рост цен на стальную продукцию и минеральные удобрения позволят увеличить объем контейнерных перевозок в 2022 году. ОАО "РЖД" в своем случае реализует ряд инвестиционных проектов по развитию крупных полигонов, что позволит увеличить пропускные и провозные способности инфраструктуры для освоения перспективных объемов перевозок.

Сегодня контейнерный сегмент рынка железнодорожных перевозок является наиболее динамично развивающимся. Причинами этому являются удобство перегрузки тары при смене модальности транспорта, возможность хранения в несколько ярусов и универсальность подвижного состава. Со стороны ОАО "РЖД" использование контейнеров также становится более востребованным: следование контейнеров в составе поездов исключает потребность в сортировке, снижается порожний пробег вагонов, становится востребованным большее количество локомотивов с унифицированной силой тяги.

Объемы перевозок контейнеров по сети ОАО "РЖД" в 2021 году перешагнут рубеж в 6 млн ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент контейнера. – Ред.), в том числе более 1 млн ДФЭ – в транзитном сообщении. В 2022 году тенденция по увеличению объемов перевозок грузов в контейнерах, безусловно, должна продолжиться.

Уже в текущем году расширены транзитные сервисы на направлении Европа – Китай через Калининградскую область и по территории Польши через линию с шириной колеи 1520 мм. Продолжится рост перевозок по железной дороге между портами Дальнего Востока и Финского залива на направлении Япония/Южная Корея – Европа в рамках предлагаемых сегодня сервисов морских линий.

Росту контейнерных перевозок также будет способствовать активная контейнеризация номенклатур грузов, перевозимых сегодня в иных типах подвижного состава. Осуществляются на сети перевозки угля в контейнерах, и при сохранении действия конвенции на перевозку грузов в Китай можно ожидать роста контейнерных перевозок лесных грузов, руды, удобрений через железнодорожные пункты на российско-китайской и российско-монгольской границах. Рост мировых и российских экспортных цен на стальную продукцию и минеральные удобрения, наблюдавшийся в 2021 году, и сохранение их в 2022 году создают потенциал для увеличения объемов экспортных контейнерных перевозок металлопродукции и удобрений.

Говоря об обеспеченности рынка необходимым подвижным составом, отмечу, что в 2021 году производители сконцентрировались на производстве фитинговых платформ, и, по заявлениям заводов, данный тренд будет продолжен в 2022 году. Также в течение года основные операторы контейнеров размещали заявки на закупку новых контейнеров. Рынок контейнерных перевозок активно развивается и расширяется, поэтому говорить о профиците или наступлении "точки насыщения" контейнерами и платформами не приходится.

Динамичное развитие контейнерных перевозок должно обеспечиваться опережающим развитием как инфраструктуры магистральных направлений сети ОАО "РЖД", так и перерабатывающих возможностей пограничных переходов и логистических центров. Перспективы увеличения контейнеропотока предусмотрены параметрами основных инвестиционных проектов развития инфраструктуры ОАО "РЖД". Так, холдинг реализует комплексные проекты на трех крупных полигонах: Восточный полигон (БАМ и Транссиб), подходы к портам Азово-Черноморского бассейна и подходы к портам Северо-Запада, реализация которых позволит увеличить пропускные и провозные способности инфраструктуры, в том числе для освоения перспективных объемов контейнерных перевозок.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок22.12.2021