29-08-12 / 2012
Новости отрасли
Улучшение обстановки на сети РЖД в некоторых прогнозах является главным фактором неминуемого снижения показателей

Как бы то ни было, неустойчивость ситуации признается большинством участников рынка. По мнению начальника внешних отгрузок компании ОАО «Ураласбест» Олега Мишанихина, многое зависит от того, какое конкретное наполнение получат принятые ранее решения.

– Как бы Вы оценили ситуацию на сети в целом? Есть ли позитивные изменения?

– Безусловно, если сравнивать ту обстановку, которая складывается сейчас, с тем, что происходило год назад, то улучшение несомненно. Прежде всего я это связываю с работой парка ВСП, которая обеспечила стабильность на сети РЖД. При этом речь идет не только об универсальном подвижном составе, который входит в пул, управляемый непосредственно перевозчиком. Улучшилась обстановка и в сфере транспортировки, например, в крытых вагонах. Как бы пафосно это ни прозвучало, но впервые за все время реформирования мы почувствовали реальное улучшение от принятых наверху решений.

– Насколько велика доля привлеченных вагонов в общем объеме отгрузок вашего предприятия?

– В среднем 40–60%, но начиная с июля мы практически полностью переключились на парк ВСП. Это удобно, надежно, ну и экономический аспект исключать нельзя.

– Зачастую грузовладельцы высказывают претензии относительно качества подаваемого под погрузку подвижного состава…

– Это, наверное, самый болезненный аспект сотрудничества. Действительно, в парк ВГК, который и стал основой пула, управляемого РЖД, по моим ощущениям, были переданы те вагоны, которые ни ПГК, ни частных операторов по большому счету заинтересовать не могли. Естественно, что состояние «ветеранов» оставляет желать лучшего. Приходится напрягаться, предпринимать дополнительные усилия, применять своеобразные ноу-хау. Однако согласитесь, что эта суета с вагонами гораздо лучше суеты в зачастую безнадежном поиске вагонов. При этом наличие даже такой альтернативы становится серьезным сдерживающим фактором для повышения тарифов другими участниками рынка, да и в целом мотивация к сотрудничеству с грузоотправителями у собственников подвижного состава заметно повысилась.

– Считаете ли Вы, что парк ВСП выполнил свою функцию и может спокойно уйти со сцены?

– То, что мы сейчас наблюдаем на сети, стало результатом определенности, которая появилась у участников перевозочного процесса. Баланс интересов выстраивается с учетом наличия стабилизирующего пула. Соответственно, если просто изъять ВСП из системы, мы опять получим хаос. Рынку нужна определенность, понимание того, как все будет работать. Пусть это будут регуляторные механизмы или какие-то иные инструменты, но полагаться лишь на то, что все само устроится, мне кажется, несколько наивно. Более того, мой прогноз таков, что если четкого ответа на эти ожидания бизнес не получит, то уже с ноября начнется очередной виток повышения цен со всеми вытекающими отсюда последствиями. Главный вопрос не в том, мешает или помогает ВСП конкретным участникам рынка, а в том, как обеспечить стабильность в случае его расформирования – чего лично мне бы не хотелось.

– В чем Вам видится выход? Считаете ли Вы, например, модель единого сетевого процесса, презентованную в мае этого года ОАО «РЖД», эффективным решением?

– Безусловно, логика развития событий подсказывает, что необходимо повышение взаимной ответственности участников перевозочного процесса, чего нельзя добиться без его эффективной регламентации. Например, очень позитивно я воспринимаю приказ № 258 Минтранса. Для нашей компании он принес больше скорее плюсов, чем минусов. Да, несколько усложнились процедуры оформления заявок, но снизилась хаотичность в подаче подвижного состава. У собственников вагонов повысилась мотивация к более плотному взаимодействию с грузоотправителями, а нам, в свою очередь, стало легче планировать свои отгрузки, что в целом благоприятно сказывается на ритмичности работы сети. При этом особенно хочется подчеркнуть, что ответственность должна быть взаимной. И не просто с формальной точки зрения, как зачастую это бывало ранее. Мы можем работать согласно утвержденным планам, но и железная дорога, операторы со своей стороны должны ответственно подходить к их коррекции и сделать все для выполнения, а не пытаться объяснить, почему этого сделать не удалось. К сожалению, пока остается достаточно высокой вероятность того, что календарное планирование и твердые нитки графика могут стать не решением проблемы, а лишь способом изобразить видимость ее решения.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.ru28.08.2012Нужна определенность