10-08-17 / 2017
Новости отрасли
Укрзализныця: железные нервы для железной дороги

Отставка с поста главы "Укрзализныци" (УЗ) стала событием вполне ожидаемым. Интрига заключалась лишь в том, когда это может произойти и с какими формулировками. На их более жестком звучании настаивал не только министр инфраструктуры страны Владимир Омелян, но и генпрокурор Украины Юрий Луценко, который на днях напомнил в общественном пространстве о девяноста уголовных производствах, где фигурируют чиновники "Укрзализныци". В первом случае позиция мининфраструктуры была вызвана, прежде всего, уходом УЗ из-под контроля профильного министерства, которым являлось МИУ до этого, и переподчинением госкомпании непосредственно Кабмину. Примечательно, что буквально за день до смены главного топ-менеджера УЗ окружной административный суд Киева признал незаконным это постановление правительства о выходе из подчинения министерства. Затем "Укрзализныця" в официальном заявлении на своем сайте обвинила непосредственно министра инфраструктуры в манипулировании данными финансовой отчетности и в преднамеренном занижении финансовых показателей деятельности УЗ.

Впрочем, интенсивный и ставший почти ежедневным обмен колкостями не ограничивался только сайтами, пресс-конференциями и страничками в социальных сетях. Достаточно сильная лоббистская группа поддерживала отставку самого В. Омеляна, вменяя ему в вину, с одной стороны, неудавшуюся попытку захода норвежского лоукостера Ryanair в столичный аэропорт Борисполь, а с другой – слабые позиции министерства как в самом Кабине, так и в качестве регулятора рынка. Однако поддержку главному оппоненту уже бывшего руководителя УЗ оказали крупнейшие грузовладельцы. Практически сразу же после прихода "польской команды" в УЗ было анонсировано повышение тарифов на 25% для внутренних перевозок по железной дороге. Подобные планы ожидаемо не нашли одобрения у федерации металлургов Украины, в объединении металлургических предприятий "Укрметаллургпром", Украинской зерновой ассоциации и ряда других. Так, генеральный директор ассоциации "Украинский клуб аграрного бизнеса" Тарас Высоцкий в начале весенней посевной предупреждал о рисках срыва экспорта нового урожая зерновых из-за отсутствия инвестиций со стороны "Укрзализныци" в модернизацию и обновление локомотивной тяги. Кроме того, руководство УЗ неоднократно обвинялось в избирательности при предоставлении вагонов под погрузку в пользу частных строительных компаний. Ранее глава объединения "Укрметаллургпром" Александр Каленков так же заявил о том, что действия УЗ уже привели к тому, что недопроизводство в горно-металлургической отрасли в 2016 году составило около 15%, что эквивалентно нескольким миллиардам долларов недопоступлений валютной выручки. Наряду с этим пристальное внимание металлургов было приковано к тендерам госкомпании по продаже лома. Согласно условиям конкурса, к участию в нем допускались лишь специализированные металлургические перерабатывающие предприятия.

Закупочная политика компании последовательно подвергалась критике и со стороны украинских вагоностроителей, недовольных отсутствием прозрачности, понятных и равных правил доступа к торгам. Так, представители Крюковского вагоностроительного завода неоднократно поднимали вопрос, в том числе на уровне правительства страны, об участии в тендерах УЗ фирм-прокладок. Как сообщается в заявлении КВСЗ: "Таким фирмам все равно, что было предметом закупки на этих тендерах – рабочие рукавицы или постельное белье, грузовые вагоны или дизель-поезда. Фирмы-прокладки и не собирались все это производить, их интересуют денежные потоки государственных монополий, они пытаются направить их через себя, чтобы побудить поставщиков к распределению прибыли в случае получения заказа. В случае несогласия поставщика на такое сотрудничество – доведение его до банкротства с последующим возможным выкупом, лоббирование интересов других поставщиков (в том числе иностранных), если они будут готовы разделить прибыль". Самый последний скандальный тендер был связан с фирмой "Максмед интернешнл", которая в судебном порядке смогла оспорить участие КВСЗ в закупке грузовых полувагонов, сама не имея необходимых квалификационных требований. На фоне все более разгорающихся скандалов Войцех Балчун хранил паритет, а свои конференции зачастую начинал с пояснений о занятиях музыкой (он участник и основатель известной польской рок-группы) и необходимости еженедельных поездок в Польшу к семье на выходные. Поэтому не стала откровением и формулировка в его заявлении об отставке: "в связи с личными обстоятельствами". Год и три месяца он возглавлял стратегическое предприятие Украины в качестве иностранного наемного менеджера, не допустив ни катастрофических провалов, ни ожидаемых мега-достижений. Комментируя его уход, В. Омелян лишь отметил, что бывший руководитель УЗ задолго до своего увольнения фактически самоустранился от выполнения обязанностей. Вопрос о том, будет ли вновь назначенный и. о. (до прихода В. Балчуна он занимал эту переходную должность в таком же статусе) Евгений Кравцов более активной персоной, уже нашел свою оценку у подавляющего числа украинских наблюдателей. Традиционная фигура переходного периода назначена в поисках более амбициозных кандидатур. При этом любому назначенцу, который возглавит УЗ, потребуются железная выдержка и проведение максимально открытой публичной политики для реализации очень непростых и назревших реформ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру10.08.2017