19-05-15 / 2015
Новости отрасли
"Укрзализныця" сохраняет запас прочности

Железные дороги Украины вошли в зону финансовой турбулентности, однако имеют определенный запас устойчивости. Такой вывод сделали аудиторы, исследовав работу "Укрзализныци" в прошлом, критическом для отрасли, году - не менее его половины пришлось на период серьезной геополитической нестабильности в стране (вначале - Крым, затем - восточные регионы). Тем не менее финансовое положение магистралей УЗ оказалось во многом сходным с политически спокойным 2013-м, что следует учитывать в контексте объявленного компанией технического дефолта.

Как сообщило руководство "Укрзализныци", под реструктуризацию подпадают накопленные финансовые обязательства в размере около 32 млрд грн (порядка $1,3 млрд по сегодняшнему курсу Нацбанка Украины). Стоит отметить, что примерно такую же сумму - 31,3 млрд грн - выручили совокупно по итогам 2014 года четыре из шести магистралей УЗ, ключевые в сфере грузоперевозок: Донецкая, Приднепровская, Одесская и Львовская. При этом, однако, совокупный объем непогашенной задолженности перед банками указанных дорог достиг 12 млрд грн ($500 млн). "Основной долг накоплен "Укрзализныцей" за период 2010-2013 гг. В 2014-м роста не происходило, поскольку кредиты привлекались исключительно для реструктуризации имеющихся задолженностей", - пояснил и. о. генерального директора "Укрзализныци" Максим Бланк. Тем не менее, как следует из данных аудиторов, ряд железных дорог за год допустили резкий рост непогашенных долговременных банковских заимствований. Так, Донецкая за год увеличила портфель в 1,9 раза, до 5 млрд грн ($200 млн), Одесская - в 1,5 раза, до 2,3 млрд грн ($90 млн). Основная по пропуску грузового транзита Южная железная дорога в 2014-м увеличила данный показатель в 1,3 раза, до $140 млн.

Показателен финансовый тренд Львовской железной дороги. Эта магистраль, одна из наиболее благополучных (увеличившая в 2014 г. погрузку и доходы), нарастила за год долгосрочные обязательства в 2,2 раза, краткосрочные - на 13%. Как указано в аудиторском отчете по ЛЖД, за год уменьшился коэффициент финансовой устойчивости дороги (характеризуется соотношением собственного капитала к сумме долгосрочных и краткосрочных обязательств). Причина - слабый рост капитализации (+1%) на фоне усиленного роста объема обязательств (в 1,5 раза). В то же время ЛЖД удалось улучшить положение дел с покрытием затрат - это обеспечено за счет улучшения ситуации в сфере грузоперевозок (дорога осуществляет грузовое сообщение Украины с ЕС, а также обслуживает региональную угледобычу). Позитивной сохраняется и рентабельность ЛЖД, хотя за год основные показатели (рентабельность активов, собственного капитала, общей деятельности) снизились. Сходная ситуация характерна и для ряда других магистралей УЗ - показатели их финансовой устойчивости все также находятся в позитивной зоне, тогда как рентабельность падает. Одной из наиболее финансово стабильных железных дорог остается Юго-Западная (обслуживает центр Украины, а также сообщение с Беларусью и частично - с Россией). За год магистраль улучшила показатели финансовой устойчивости (платежеспособности) и ликвидности, хотя последний показатель все еще ниже оптимального уровня; остается положительной, хотя и минимальной, рентабельность. Та же картина характерна и для Одесской железной дороги: магистраль сохранила финансовую устойчивость и улучшила ликвидность, однако имеет низкий уровень рентабельности. Аудиторы отметили целый ряд рисков (внутренних и внешних) для ОЖД, при этом особо выделены новейшие внутренние: рост налогового давления, инфляция, политическая нестабильность, рецессия в экономике, а также форс-мажоры (следует сказать, что все это характерно и для УЗ в целом). Тем не менее платежеспособность Одесской магистрали сохраняется. "На сегодня угрозы банкротства для эмитента не существует", - указано в аудиторском отчете по ОЖД.

Целый ряд рисков отмечен и для Приднепровской магистрали, сохранившей, тем не менее, рост чистой прибыли (за счет опережающего снижения затрат на фоне падения доходов). В качестве основных внутренних угроз для ПЖД указаны: спад деловой активности в экономике Украины (в том числе ввиду снижения спроса со стороны стран-партнеров), рост операционных затрат, дефицит инвестиций, возрастающий износ основных фондов. Тем не менее сохраняется возможность перелома ситуации. По мнению аудиторов, этому будет способствовать либерализация условий деятельности железнодорожной отрасли и экономики страны в целом, а также открытость экономики для иностранных инвесторов. Внутренние риски выделены в качестве основных и для Южной магистрали, завершившей год ростом доходов и чистой прибыли. Здесь аудиторы конкретизируют угрозы, связанные с госрегулированием. По мнению аналитиков, отрицательно сказывается не только и не столько налоговое давление, сколько жесткость налогового регулирования (система требований налоговых органов).

Хуже всего финансовая ситуация сложилась на Донецкой магистрали, где показатели рентабельности опустились ниже нуля ввиду наступившей убыточности. Однако и здесь сохранились в нормативных пределах показатели, связанные с задолженностью (финансовая устойчивость и независимость), улучшен показатель ликвидности. "Коэффициент задолженности равен 0,7, что свидетельствует об отсутствии рисков нехватки собственного капитала для покрытия привлеченного капитала. Коэффициент концентрации привлеченного капитала соответствует оптимальному значению (меньше 1) и соответствует 0,42", - указано в аудиторском отчете.

Особое видение финансового состояния УЗ - у его руководства. Поясняя причины дефолта, М. Бланк заявил: "Виновата бесхозяйственность и коррупция, с которыми "Укрзализныця" прожила последние годы. На УЗ накинута долговая петля, которую необходимо каким-либо образом снять. К сожалению, терапевтическими методами это не удалось - придется прибегнуть к серьезной программе реструктуризации, которую мы наметили". Следует сказать, что более трети обязательств УЗ, подлежащих реструктуризации, составляют евробонды (на сумму $500 млн), прочее - банковские займы в национальной и зарубежной валюте. Причем доля последних весьма велика. Так, на начало 2015 года в структуре банковских задолженностей Южной магистрали УЗ долги в украинской гривне в пересчете на доллары США составили лишь около $18 млн, тогда как в иностранной валюте - $240 млн. В кредитной задолженности перед банками Одесской железной дороги доля нацвалюты - менее 3%, Львовской - 4%, Донецкой - 10%, Приднепровской - 14%. Очевидно, именно девальвация гривны является одним из основных факторов ухудшения финансового состояния "Укрзализныци", однако ликвидация этого фактора выходит за пределы компетенции перевозчика.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.05.2015