26-03-15 / 2015
Новости отрасли
"Укрзализныця" на пороге дефицита управляемости

Кадровый конфликт на Юго-Западной (столичной) магистрали "Укрзализныци" обозначил наличие новой группы рисков для перевозчика, а именно - порожденных отсутствием внятного государственного курса в отношении даже ближайшего будущего железнодорожной отрасли государства.

Стагнация реформ в железнодорожной сфере Украины на сегодня фактически продолжается - по крайней мере сорваны обозначенные на уровне правительства ее сроки; новые сформулированы размыто, не актуализирован график реализации соответствующей программы. Причины такого положения выходят за рамки обозначенной темы - публичного кадрового противостояния по линии УЗ - ЮЗЖД, вызванного отстранением от должности начальника магистрали Алексея Кривопишина.

Однако само наличие подобного масштабного конфликта, по сути, беспрецедентного в истории "Укрзализныци", является многозначительным с учетом безусловной важности перевозчика в экономике государства и его позиций в международной системе транспортного сообщения. Исходя из скорости развития противостояния, стартовавшего в марте (с момента приказа на отстранение главы ЮЗЖД) и ныне достигшего стадии, когда магистраль официально заявила об отказе подчиняться ряду прямых указаний руководства "Укрзализныци", можно говорить об эффекте кристаллизации в перенасыщенном растворе проблем железнодорожной отрасли республики.

Кадровые ротации, их непрозрачность всегда были предметом нареканий украинской транспортной общественности и коллектива УЗ. Решение относительно временного, на период аудита ЮЗЖД, отстранения А. Кривопишина, санкционированное Кабмином, также не лежит в плоскости последовательной кадровой политики (либо последовательной политики борьбы с коррупцией и злоупотреблениями) - фактически поводом стал отдельный факт, причем обнародованный СМИ, строительства спортивно-развлекательного комплекса с возможными нарушениями. За шагом правительства последовала попытка руководства "Укрзализныци" назначить в качестве временного главы ЮЗЖД представителя центрального аппарата, директора по инфраструктуре УЗ Владимира Тягульского. Параллельно номинальный начальник ЮЗЖД А. Кривопишин на время своего отсутствия назначил на тот же пост своего первого зама Ивана Федорко. По информации, распространенной ЮЗЖД, правота назначения И. Федорко была доказана в судебном порядке, после чего он де-факто стал руководителем магистрали. Следующим шагом руководства "Укрзализныци" стало увольнение топ-менеджеров ЮЗЖД - соответствующие приказы были изданы в отношении И. Федорко (как первого зама), а также директора по строительству, главного инженера - первого заместителя главы, главного ревизора по безопасности движения поездов и автотранспорта, директора по финансовым и экономическим вопросам, начальника финансово-экономический службы, заместителя главы по подвижному составу и материально-техническому обеспечению. Это решение магистраль также опротестовала в судебном порядке - по ее заявлению действие приказов было остановлено с 23 марта до судебного выяснения вопроса по существу. Это был последний на сегодня раунд официальной кадровой борьбы; у ответчика в лице руководства УЗ имеется 5 дней на подачу апелляции.

Подобный накал страстей не мог не спровоцировать волнений на самой магистрали, и их основным мотивом стали опасения сокращений - соответствующие планы, хотя и не конкретно, были озвучены от имени руководства "Укрзализныци". Следует учесть, что ЮЗЖД, хотя и генерирующая весьма незначительную долю погрузки УЗ (порядка 12% общесетевой по итогам года), является ключевой по коммуникативной роли - она охватывает центральные регионы Украины, включая Киевскую область. Важна и ее транзитная роль в грузовом сообщении - магистраль граничит с Беларусью и Россией (с последней, что особенно важно, в обход конфликтного востока Украины). Наконец, ее офис дислоцируется в Киеве, что немаловажно в нынешних многоуровневых политических раскладах. Неудивительно, что кадровые коллизии ЮЗЖД вылились в масштабный диалог железнодорожников с отраслевым руководством (в лице представителей Мининфраструктуры и аппарата УЗ). Следует сказать, что позиция магистрали в данном споре пока выглядит убедительнее как по аргументам, так и по результатам. За исключением, пожалуй, отсутствия ссылки на конкретное судебное решение по линии Тягульский - Федорко, магистраль публично и подробно обосновывает свою позицию, что делает ее по крайней мере более внятной и последовательной в сравнении с тактикой отраслевого руководства. Так, ЮЗЖД приводит юридические резоны назначения И. Федорко (со ссылкой на Положение о государственной администрации железнодорожного транспорта Украины), указывает на негативные эксплуатационные последствия одномоментного обезглавливания магистрали, отмечает волюнтаризм решений центрального руководства.

Заявления аппарата УЗ менее конкретны в части пояснений и апеллируют к эмоциям - так, и. о. главы "Укрзализныци" Максим Бланк на своей странице в Facebook опубликовал: "В ближайшее время государство вернет контроль над взбунтовавшейся ЮЗЖД, даже если придется применять силовой вариант. Никто не станет терпеть в столице проявлений сепаратизма - дорога не подчиняется ни приказам госадминистрации железнодорожного транспорта, ни указаниям министерства, ни решениям Кабмина. P. S. Лично меня сегодня вечером вдохновляет балет П. Чайковского "Щелкунчик". Помните схватку с Мышиным королем?"

Со своей стороны, ЮЗЖД заявила о безусловном выполнении всех распоряжений вышестоящих органов, за исключением оспоренных судом и касающихся руководящего состава, а также указала на отрицательные для функционирования магистрали и безопасности страны последствия кадровой дестабилизации. "В связи с безосновательным увольнением всех руководящих должностных лиц, которые, согласно служебным полномочиям, имеют допуск к государственной тайне, принимают решения и осуществляют организацию работы с информацией, содержащей государственную тайну, Юго-Западная железная дорога лишена возможности выполнения возложенных на нее мобилизационных заданий, выполнения специальных перевозок по заявкам Администрации президента Украины, Кабинета министров Украины, перевозок по заявкам Министерства обороны Украины, перевозок ядерного топлива", - указано в заявлении магистрали. Железнодорожники выдвинули и встречные претензии к отраслевому руководству - прежде всего указали на необходимость скорейшего назначения главы УЗ из числа компетентных специалистов, попросили обозначить реальные шаги по реформированию отрасли и выведению ее из кризиса. Между тем, судя по отсутствию конкретной реакции, единства по вопросу данного конфликта нет в руководстве ни транспортной отрасли, ни государства в целом.

Официальная позиция Мининфраструктуры, правительства и президента не озвучена, меры по ликвидации противостояния и, что важнее, выработке противодействия возникновению впредь подобных коллизий не закладываются. И это на сегодня, к сожалению, основной вывод из наблюдений за ситуацией с руководством ЮЗЖД.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру26.03.2015