28-05-14 / 2014
Новости отрасли
Укрытие металлолома при его перевозке не решит проблему сохранности - ж/д операторы

Укрытие деревянными щитами лома черных металлов при его перевозке в люковых полувагонах не решит проблему сохранности, считает Совет операторов железнодорожного транспорта (СОЖТ, объединяет крупных и средних владельцев подвижного состава).

Подобные меры не решит проблему, поскольку отсутствуют необходимые требования к параметрам щитов, технологии их укладки и крепления в вагоне, уже создает дополнительные риски для безопасности перевозок, подчеркивается в сообщении СОЖТ. "Необходимо, прежде всего, (изучить - ИФ) целесообразность изменений, так как велика вероятность того, что установленные на вагон деревянные щиты станут таким же объектом хищений, как и перевозимый под их укрытием лом черных металлов", - отмечают эксперты партнерства.

Свои предложения Совет представил в министерство транспорта РФ по поручению правительства РФ. Как сообщалось ранее, осенью 2013 г. Минтранс издал приказом об утверждении перечня грузов, которые могут перевозиться по железной дороге насыпью и навалом. Именно в нем содержатся требование обязательно использовать деревянные щиты, которыми необходимо укрывать пол люковых полувагонов при перевозке металлолома, а также груз в люковых и полувагонах с глухим кузовом.

Это положение спровоцировало целый ряд обращений в правительство со стороны участников железнодорожных перевозок. По оценке представителей объединения "Русская сталь", железными дорогами РФ ежегодно перевозится до 16 млн тонн металлолома. Дополнительные расходы металлургических компаний по оборудованию таких вагонов щитами могут составить 11 млрд руб.

В своем обращении в Минтранс партнерство отмечает, что для изменения условий перевозки необходимо оценить масштаб проблемы и причины ее возникновения. Также СОЖТ предлагает обратиться в правоохранительные органы для расследования массовых хищений лома на определенных ж/д маршрутах и принять "жесткие меры по их пресечению". По мнению Совета, изменять нормативную базу целесообразно лишь, если проблема носит общесетевой масштаб и не может быть решена за счет организационных мер. "При этом важно сохранить конкурентоспособность перевозок лома черных металлов железнодорожным транспортом", - подчеркивает СОЖТ.

"По имеющейся информации, проблема сохранности груза при перевозках лома черных металлов носит локальный характер и может быть решена путем разработки и согласования между перевозчиком и грузоотправителями технических условий погрузки и крепления груза. В документе для каждого конкретного случая должны быть предусмотрены особые способы погрузки лома черных металлов, обеспечивающие их сохранность", - считает партнерство, отмечая, что Минтранс подготовил проект приказа, предусматривающего отмену требований по укрытию лома.

Как сообщалось ранее, после обращений в правительство вице-премьер РФ Аркадий Дворкович поручил Минтрансу отменить приказ, запрещающий перевозку лома черных металлов в люковых полувагонах, если их дно и крыша не укрыты деревянными щитами. Кроме того, ведомство должно было проверить в полном ли объеме были проведены процедуры разработки и принятия этого приказа, в том числе - проведено ли его обсуждение с участниками рынка и была ли дана оценка влияния на смежные отрасли (включая металлургическую). До 30 мая ОАО "Российские железные дороги" (MOEX: RZHD) (РЖД), "Русская сталь" и СОЖТ должны выработать предложения по условиям таких ж/д перевозок "с целью обеспечения их сохранности". Между тем, источник "Интерфакса" на металлургическом рынке в середине мая отмечал, что пока "Минтранс на диалог с грузоотправителями не идет", и положения приказа по-прежнему исполняются. "Действия РЖД и Минтранса создают реальную угрозу нарушения производственных циклов предприятий", - уверял собеседник агентства.

Введение Минтрансом новых норм при перевозке металлолома нужно, чтобы обеспечить безопасность движения поездов, а также сохранность груза, заявлял ранее "Ведомостям" представитель Минтранса. В РЖД же отмечали, что на железных дорогах бывали случаи, когда металлолом пытались похитить из вагонов: для этого злоумышленники открывали нижние люки полувагонов, из которых высыпался груз. "Потом нам приходилось возмещать металлургическим компаниям потери", - говорил газете представитель монополии. Сумму возмещения он, правда, назвать затруднялся.

При этом замглавы Минтранса Сергей Аристов заявлял журналистам, что решение проблемы планируется найти в ходе переговоров металлургов, РЖД, грузоотправителей и министерством транспорта. "Логика очень простая и у той стороны, которая принимала (соответствующий документ - ИФ), и логика той стороны, которой это не нравится, и логика перевозчика, который это все инициировал. И тех, и других, и третьих понять можно. Решение, безусловно, будет найдено в интересах всех трех сторон", - говорил он.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс28.05.2014