22-11-23 / 2023
Новости отрасли
Укрупнение игроков

На российском логистическом рынке в результате слияния крупнейшего в РФ собственника парка для перевозки нефтегазовых и нефтехимических грузов "СГ-Транс" с оператором железнодорожных перевозок Первой грузовой компанией (ПГК) появился еще один значимый игрок. Эксперты считают, что это может привести к перераспределению подвижного состава и коллаборациям между компаниями железнодорожной логистики.

Слияние компаний

ПГК – один из крупнейших операторов железнодорожных перевозок в России. Парк компании насчитывает около 100 тыс. единиц подвижного состава, в том числе полувагоны, крытые вагоны и фитинговые платформы. Для сравнения: у "дочки" ОАО "РЖД" Федеральной грузовой компании в активе порядка 130,4 тыс. единиц подвижного состава.

В 2011 году принадлежавшая на тот момент ОАО "РЖД" ПГК была выставлена на аукцион. Покупателем стала Независимая транспортная компания (НТК) Владимира Лисина. Предприниматель получил 75% минус 2 акции компании. В 2012 году Лисин довел долю в ПГК до 100%, хотя на оставшийся пакет акций претендовала также АФК "Система" Владимира Евтушенкова. У ПГК в залоге есть акции Сергея Смыслова, который владеет мультимодальным транспортным оператором "Транс Синергия".

В начале ноября Владимир Лисин продал ПГК акционерному обществу "Аврора Инвест" (компания зарегистрирована 12 декабря прошлого года). Гендиректором "Авроры Инвест" значится Елена Чайковская, которая заняла эту должность 18 августа 2023 года. С декабря по август эту компанию возглавляла Юлия Терсаакова, которая по совместительству является гендиректором "Вектор Рейл". Совладельцами компании "Вектор Рейл" являются Руслан и Тимур Бабаевы. В числе их активов – лизинговый оператор вагонов Brunswick Rail, который они выкупили в конце 2021 года. А два главных держателя акций принадлежащей "Вектор Рейл" компании "СГ-Транс" – Алексей Тайчер и Сергей Смыслов – в августе этого года продали свои доли братьям Бабаевым. Отметим, что в активе "СГ-Транса" более 32 тыс. единиц подвижного состава.

Кстати, в записях ЕГРЮЛ адрес юридического лица "Аврора Инвест" полностью совпадает с адресом "СГ-Транса". На этом основании эксперты рынка делают вывод, что ПГК продана Бабаевым и аффилированному с ними грузовому оператору "СГ-Транс".

О кадровых изменениях в самой ПГК пока не сообщалось. "Новый собственник подтвердил мне, что останется приверженцем того вектора развития, которым шла наша компания последние пять лет, с фокусом на расширение бизнеса в полувагонах, крытых вагонах и фитинговых платформах", – сказано в заявлении гендиректора ПГК Сергея Каратаева. В компании запланирован ряд встреч с новыми акционерами для определения стратегии развития компании до 2030 года, а также определения ключевых задач на 2024 год.

Влияние на рынок грузоперевозок

"Сейчас мы находимся в процессе укрупнения участников экспедиторского и логистического рынка. Основные игроки "фрагментируются": это не говорит о том, что малым компаниям не будет места, но более 80% рынка, скорее всего, займут крупные компании", – считает генеральный секретарь Международного координационного совета по трансъевразийским перевозкам Геннадий Бессонов.

Аналогичного мнения придерживается ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. По его оценке, в результате появится несколько крупных игроков, которые могут начать перераспределять рынок по транспортировке различных номенклатур грузов.

На сегодняшний день практически все компании бьются за доступ к инфраструктуре. Для владельца инфраструктуры важны предсказуемость и более эффективный контейнерооборот, который можно обеспечить лишь большими партиями.

"Укрупнение рынка стало реакцией на дефицит пропускных способностей", – убежден Геннадий Бессонов.

Эксперты ожидают, что в 2024 году начнется перераспределение вагонного парка, в результате могут появиться игроки, которые займут специализированные ниши на рынке. Так, возможно разделение по перевозке грузов разных номенклатур и в разной таре, например по перевозке нефтеналивных грузов или только контейнерных. Подобные движения на рынке изменят ставки на подвижной состав: его продажу, аренду и условия использования.

"Новым владельцам ПГК может потребоваться возвращать средства, потраченные на приобретение актива, и компания будет стремиться привлечь разные грузы", – убежден Дмитрий Баранов. При этом часть подвижного состава ПГК, в первую очередь с истекающим сроком годности и ограниченной грузоподъемностью, может быть продана.

Президент Национального центра перевозок и инфраструктуры Павел Иванкин, в свою очередь, считает, что новые владельцы ПГК скорее вступят в различные коллаборации с другими компаниями для обмена парками вагонов.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Гудок23.11.2023