19-05-15 / 2015
Новости отрасли
Украинский транзит: сложно, но не безнадежно

Наблюдаемый сегодня отток грузового транзита из Украины выше, чем в 2014 году, однако в номенклатурном разрезе сохраняется практически вся прежняя гамма грузов, и это можно считать фактом обнадеживающим - при ликвидации в стране внутренней нестабильности, препятствующей транзиту, его объемы могут вернуться к росту.

Если по итогам 2014 года "Укрзализныця" утратила 13% транзита, то за I квартал текущего - более 18%. Аналогичное нарастание спада наблюдается и в транзите через порты (2014 г. - -9%; I квартал 2015 г. - -19%). Причины этому на поверхности - это в первую очередь геополитическая неустойчивость в стране. Однако сохраняется прежним номенклатурный спектр транзита, что является фактом позитивным. Прежде всего как по итогам 2014-го, так и в текущем году в структуре загрузки УЗ и портов доминируют угольно-рудные грузы. Это означает, что в транзите через Украину по-прежнему лидирует российская составляющая - ее удельный вес по итогам I квартала в транзите УЗ составил более 50%, в совокупной перевалке через порты Украины - свыше 60%. При этом перевозки транзитом российского угля возрастают как в направлении портов, так и сухопутных погранпереходов (европейского направления), причем во втором случае - с опережающей динамикой роста. Несколько отличается ситуация с российским железорудным сырьем - его объемы в направлении украинских портов с начала года падают, однако транзит по железной дороге в Европу увеличивается. В то же время порт Южный, основной в акваториях Украины по работе с российскими насыпными грузами, сохраняет значительное присутствие угольно-рудного транзита - свыше 0,9 млн т по итогам I квартала, что составило более половины транзитного оборота порта. Кроме того, наращивают перевалку этих грузов порты второго эшелона по объему грузооборота - Николаевский, Октябрьский, Измаильский.

Драматичнее ситуация с транзитом нефтепродуктов. В начале 2014 года импульс перевозкам по сети УЗ в порты придал спрос Италии на российские мазут и газойль, однако геополитические события, перекроившие карту транспортного сообщения через Украину, привели к оттоку этого груза. Уже по итогам 2014-го транзит нефтегрузов по сети УЗ упал на 22%, с начала текущего года - еще на 38% (в том числе в направлении сухопутных погранпереходов в сообщении с Европой - на 50%). Перевалка нефтепродуктов через порты, где идут основные объемы этой номенклатуры, с начала года сократилась несколько меньше - на 27%. Тем не менее в структуре украинского транзита нефтепродукты остаются в тройке ведущих по объемам грузов - около 30% в объеме транзита УЗ, 25% - в транзите портов.

Остается существенным присутствие и второй основной высокотарифной составляющей украинского транзита - черных металлов, хотя здесь динамика является неустойчивой, следующей колебаниям мирового спроса. Так, в 2014-м УЗ увеличила перевозки данной номенклатуры в 1,2 раза, порты - на 6%. С начала года объемы теряют как железная дорога, так и порты. Спад данной номенклатуры на сети УЗ за I квартал составил 44%, при этом опережающим было снижение перевозок в направлении сухопутных переходов (в 3 раза). Перевалка чермета через порты за этот же период упала на 34%, и здесь доминировали темпы снижения российской составляющей - чугуна (-44%), тогда как транзит проката (молдавского происхождения) сократился на 20%. Тем не менее удельный вес черных металлов в структуре украинского транзита остается заметным: на сети УЗ - 8%, в портах - 7%. Еще важнее, что ряд высокотарифных позиций украинского транзита сохраняет заметную позитивную динамику. Для УЗ это в первую очередь всего машины и оборудование (в I квартале - рост в 1,3 раза), для портов - растительное масло (в 1,2 раза). Минимальным было падение транзита леса на сети УЗ - менее 5% с начала года (транзит леса через порты не осуществляется). Наконец, ряд транзитных грузов, демонстрирующих снижение объемов, сохраняют заметное присутствие на сети УЗ и в портах - это прежде всего удобрения и насыпные химикаты, их объем за I квартал достиг в совокупности 1 млн т.

Что касается транзитных грузов, почти полностью утраченных Украиной, их набор весьма ограничен. Так, порты в текущем году лишились некоторых российских грузов (наливных химических, кокса) и встречного транзита в РФ (сахар, скоропорт). Для УЗ этот набор еще ограниченнее - фактически с сети ушли лишь цветные металлы и лом черных. Правда, при этом серьезно снизился транзит зерна - в 5 раз к I кварталу 2014-го. Однако зерно - груз высококонъюнктурный, и его логистика с участием УЗ может быть легко восстановлена, полагают украинские эксперты (подтверждением тому - рост транзита зерна по сети в геополитически сложном 2014 г.). Восстановление же внутренней стабильности в стране, если оно произойдет до коренного поворота международной системы перевозок в обход Украины, может придать позитивный импульс оставшемуся транзиту, более того - расширить его номенклатуру за счет перезагрузки торговых связей с соседями.

 

ИсточникДатаНаименование материала
РЖД-Партнер.Ру19.05.2015