18-03-21 / 2021
Новости отрасли
Украинский бизнес не одобряет отставку главы Укрзализныци, ждет публичной ревизии работы компании

Украинский союз промышленников и предпринимателей (УСПП) считает, что для досрочного прекращения полномочий главы правления "Укрзализныци" (УЗ) Владимира Жмака нет аргументированных оснований, следует из заявления УСПП, обнародованного в четверг.

Это кадровое решение, отмечает союз, правительство приняло по представлению наблюдательного совета компании, который ранее заблокировал процесс ее модернизации, в частности выделения сферы грузоперевозок в филиал "УЗ Карго".

"Мы ожидаем публичную ревизию деятельности УЗ и ее наблюдательного совета за предыдущий период. Только на основе такого анализа можно делать какие-то выводы о деятельности нынешнего правления. Кроме того, настаиваем на продолжении модернизации "Укрзализныци", - цитируется в заявлении президент УСПП Анатолий Кинах.

Он также напомнил, что Жмак возглавлял компанию с августа 2020 года и за это время "Укрзализныця" "показала положительные тенденции, активно взяв курс на реформу".

В УСПП также обеспокоены тем фактом, что временная следственная комиссия Верховной Рады по проверке и оценке состояния "Укрзализныци" не рассматривала вопрос о работе предыдущего руководства и набсовета компании.

Досрочное увольнение Жмака и метод, которым это было достигнуто, может повлиять на украинский рынок ж/д перевозок и качество будущей управленческой команды в УЗ, считает член комитета по логистике Европейской бизнес ассоциации Юрий Щуклин.

"На что (и, главное, на кого?) будет ориентироваться преемник Жмака в своих решениях, какие принципы, приоритеты управления будут для него приемлемыми? Ведь настоящий профессионал, уважающий себя, теперь трижды подумает - стоит ли оставлять свое дело и идти ломать чьи-то схемы, подвергаясь негативу, репутационным рискам и травле со стороны различных групп влияния и совещательных органов (вроде очередной временной следственной комиссии Верховной Рады), которых будут нанимать выгодоприобретатели этих самых схем", - заявил он агентству "Интерфакс-Украина".

Говоря о влиянии данного увольнения на рынок грузоперевозок, Щуклин отметил, что именно сейчас "Укрзализныце" необходимо закладывать фундамент для дальнейшей успешной работы - это возможно только в высокий сезон перевозок.

"Если время будет упущено, "Укрзализныця" навсегда потеряет свою долю грузовой базы, а, возможно, и доходов от тяги. Не исключаю, что это и было одной из причин увольнения команды Владимира Жмака, которая начала делать конкретные шаги для возвращения государственному перевозчику доли рынка грузовых перевозок и восстановления доверия, потерянного предыдущим руководством "Укрзализныци", - сказал Щуклин.

Он также считает, что если на рынке и дальше будет продолжаться неопределенность с распределением и количеством вагонов, а также с обеспечением их тягой, этим воспользуются так называемые "железнодорожные предприниматели", которые приобрели вагоны и заинтересованы обеспечить их окупаемость в короткие сроки. При этом аграрии рискуют попасть в ситуацию 2019 года, когда при профиците зерновозов цена перевозки зерна была в три раза выше экономически обоснованной.

"Устранение государственного перевозчика - "Укрзализныци" с рынка перевозок зерновых грузов неизбежно скажется на доходах аграриев и элеваторов и повлияет на вектор развития рынка в долгосрочной перспективе", - заключил он.

Как сообщалось, кабинет министров Украины по представлению набсовета "Укрзализныци" 17 марта досрочно уволил Жмака. Этому предшествовало создание в парламенте временной следственной комиссии, которая объявила о масштабных нарушениях в компании и неэффективном управлении ею.

Комментируя свое увольнение, Жмак отмечал, что 17 марта ему позвонил глава набсовета УЗ Шевки Аджунер, который "предложил срочно написать заявление об увольнении по согласию сторон".

"Поскольку оснований для такого "дружественного предложения" я не видел, каких-либо сообщений о недостатках в своей работе от набсовета никогда не получал, поэтому эту "щедрую оферту" не принял. После этого, сегодня (в среду - ИФ), ломая все стереотипы о медлительности принятия решений министерством инфраструктуры, министр уже с самого утра подготовил и передал в кабмин представление о моем увольнении. Кто-то с этим вопросом очень спешил", - написал Жмак в своем телеграм-канале.

За неделю до увольнения Жмака директор по коммерческой работе и логистике "Укрзализныци" Иракли Эзугбая подал в отставку в том числе из-за развернувшейся кампании по травле руководства УЗ.

"Есть две причины (отставки - ИФ). Первая: в моем понимании в "Укрзализныце" долго не было руководства грузового направления. Оно появилось, оно начало разворачивать тенденцию упадка груза и тенденцию упадка в доле вагонных отправлений. Но то, что недополучает "Укрзализныця", однозначно получает кто-то. И мы однозначно в прессе увидели травлю, которая была очень активной и несправедливой. Параллельно второй процесс - реформы нужны, их откладывать нельзя. Но откладывались они давно. (. . .) И без внедрения реформ я не вижу возможности достичь позитивного результата", - сказал он журналистам 11 марта.

Конкурсный отбор нового главы правления "Укрзализныци" наблюдательный совет компании начнет в ближайшее время, говорится в заявлении набсовета, обнародованном на сайте УЗ.

 

ИсточникДатаНаименование материала
Интерфакс18.03.2021